Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как правило, лидерами хасидских дворов становятся люди, выросшие в религиозной среде. Профессор р. Хаим-Давид Беренгард — исключения из этого правила. До того, как он стал «адмором», он вел жизнь ассимилированного и успешного врача.

Раби Хаим-Давид бар Иссахар-Бер Беренгард (Профессор Беренгард - Адмор Арофе 5542—5618 /1782—1858/ гг.) — хасидский наставник.

Родился в Польше. В юности переехал в немецкий город Бреслау и изучал там медицину.

Проявил исключительные способности во врачевании и сделал стремительную карьеру, заняв должность придворного врача при прусском кайзере Фердинанде-Вильгельме II.

В 5567 /1807/ году профессор Беренгард, возвратился в Польшу, стал главным врачом польских легионов, сражающихся за независимость страны, а затем — личным врачом генерала Зайончиковского, возглавившего временное правительство суверенной Польши.

Под влиянием р. Давида из Лелова (см.) профессор Беренгард возвратился к соблюдению заповедей Торы.

Хасидское предание рассказывает, что однажды, возвращаясь из имения некого польского аристократа, профессор Беренгард проезжал через городок Лелов и заметил, что его обычно оживленные улицы совершенно пусты. Он услышал знакомую с детства мелодию, доносившуюся из синагоги, и вспомнил, что евреи отмечают в этот день Йом кипур. Внезапно из дома молитвы вынесли надрывно кричащую женщину, у которой начались преждевременные роды. Оценив степень опасности, профессор в ближайшем укромном месте расстелил на полу свой плащ и помог женщине разрешиться от бремени — ему удалось спасти и роженицу, и ребенка. Тогда отец роженицы, р. Давид из Лелова, поблагодарил его, обещав: «В заслугу великой заповеди, которую ты сейчас выполнил, тебе будут прощены все грехи, совершенные до этого дня». И добавил: «Если ты возвратишься к Б-гу, то доставишь Ему неизмеримое наслаждение».

По свидетельству современников, сразу же по возвращении из Лелова профессор Беренгард вынес из своего дома все столовые сервизы, ставшие теперь непригодными, и разбил их, подводя тем самым решительную черту под предыдущим периодом своей жизни (Маасей авотейну, Насо).

Р. Давид из Лелова ввел профессора Беренгарда в круг учеников р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина; см.), духовного лидера хасидов Польши.

Хозе из Люблина разрешил профессору по-прежнему носить европейскую одежду, — и лишь велел ему отпустить бороду, как это принято у евреев.

Р. Хаим-Давид Беренгард стал одним из ближайших последователей Хозе, а затем и вокруг самого р. Хаима-Давида собралась группа учеников. Впоследствии он был признан адмором (хасидским наставником) — сотни хасидов приходили к нему за советом и благословением.

В то же время р. Хаим-Давид до конца жизни продолжал свою врачебную практику, и порой его вызывали к больному даже во время Тиша, когда он восседал во главе праздничного стола, окруженный своими хасидами.

Учитывая уникальные обстоятельства его жизни, р. Хаима-Давида стали называть АдморАрофе (Адмор-врач) — под этим именем он и вошел в историю еврейской мысли.

В последний период жизни он жил в городке Петрокув, южнее Варшавы.

Р. Хаим-Давид Беренгард, АдморАрофе, умер в Петрокуве двадцатого швата 5618 /1858/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...