Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мудрость, Земля Израиля, Иерусалим, Рав Александр Кац, Этер мехира, Свидетели
Раби Яаков-Шауль бар Элиэзер-Йерухам Эльяшар (5577—5666 /1817—1906/ гг.) — главный сефардский раввин Йерушалаима (Ришон леЦион), один из духовных лидеров поколения.
Родился двадцать третьего сивана 5577 /1817/ года в Цфате. Его предки прибыли в Землю Израиля из Литвы — его прадед был известен под именем р. Хаим-Йерухам из Вильно, а дед — р. Яаков из Вильно.
Его отец, р. Элиэзер-Йерухам, даян и шойхет в ашкеназской общине Цфата, был арестован турецкими властями, а затем, сумев совершить побег из тюрьмы, поселился в Йерушалаиме. Он умер, когда Яакову-Шаулю было семь лет.
В 5588 /1828/ году мать Яакова-Шауля вышла замуж за сефардского мудреца р. Биньямина-Мордехая Навона, который стал его основным учителем и наставником. С этого времени юноша воспитывался в среде сефардских евреев и усвоил их традиции и обычаи.
По завершении периода ученичества он стал даяном в сефардской общине Йерушалаима. В 5623 /1863/ году, в возрасте сорока пяти лет, он возглавил раввинский суд сефардской общины святого города.
Р. Эльяшар написал более тысячи респонсов, отвечая на сложнейшие алахические вопросы, присылаемые ему из сефардских и ашкеназских общин всего мира. Его респонсы были изданы в нескольких томах (первые сборники его респонсов вышли в свет в Йерушалаиме в 5642 /1882/ и 5653 /1893/ годах).
Вопреки мнению большинства авторитетных законоучителей, он поддерживал так называемое «разрешение на продажу» (эйтер мехира), предоставляющее возможность еврейским земледельцам обрабатывать свою землю в субботний год, предварительно продав ее на этот год неевреям. Это постановление стимулировало вовлечение евреев в сельскохозяйственное освоение земли Израиля (Энциклопедия левейт Исраэль т. 2).
Много раз р. Эльяшар посещал еврейские общины Турции, Египта и Италии, собирая благотворительные средства для евреев Йерушалаима.
В 5653 /1893/ году семидесятипятилетний мудрец был избран главным сефардским раввином Йерушалаима, и ему был присвоен почетный титул Ришон леЦион (Первый в Сионе).
К этому времени сефардская община города составляла уже тринадцать тысяч человек (а ашкеназская — семь тысяч).
Много раз за время своей деятельности р. Эльяшар проявлял исключительную мудрость и прозорливость.
26-го тамуза 5666 /1906/ года он получил срочную телеграмму, в которой было сто тринадцать слов. Раввин из польского города Новоминска просил срочной помощи. Он сообщал, что полгода тому назад два еврея из Новоминска, которые теперь переселились в Йерушалаим, дали ложные показания против нескольких гоев, — и теперь, в соответствии с их свидетельством, эти гои приговорены к смертной казни. Раввин утверждал, что если казнь совершится, гнев польских соседей обрушится на всех евреев Новоминска. Он просил р. Эльяшара срочно допросить двух лжесвидетелей и добиться от них письменного опровержения — таким образом, удастся спасти невинных людей от смерти, а евреев Новоминска уберечь от погрома. Раввин Новоминска заранее оплатил и обратную телеграмму.
По поручению р. Эльяшара его секретарь в тот же день разыскал двух евреев из Новоминска, но те стояли на своем: они утверждали, будто были единственными свидетелями убийства и на допросе в польской полиции сообщили чистую правду.
Не мешкая, р. Эльяшар собрал на совет ведущих знатоков Торы и сказал им: «Я думаю, что эта телеграмма — подделка! Не исключено, что родственники убийц попытались таким способом избавить их от возмездия. А раввин Новоминска, вероятно, даже не знает про телеграмму — и поэтому отвечать на нее не следует!». «Однако если телеграмма все же подлинная, — возразили ему, — мы обязаны отреагировать на нее!».
И тогда, несмотря на поздний час ночи, р. Эльяшар отправил своего секретаря к р. Шмуэлю Саланту (см.), руководителю ашкеназской общины города. Ознакомившись с содержанием телеграммы, девяностолетний мудрец сказал: «Мне представляется, что это — фальсификация», — и он независимо от р. Эльяшара изложил аналогичную версию.
На следующее утро р. Эльяшар отправил в Новоминск краткую телеграмму: он писал, что как гражданин Турции не имеет права вмешиваться во внутренние дела Российской империи.
А еще день спустя, в шабат, двадцать восьмого тамуза 5666 /1906/ года р. Яаков-Шауль Эльяшар был призван в Небесную Ешиву — ему шел девяностый год жизни.
Через несколько недель выяснилось, что телеграмма, действительно, была сфабрикована, — и погром евреям Новоминска угрожал бы именно в том случае, если бы мудрецы Йерушалаима во главе с р. Эльяшаром угодили в расставленную ловушку (Гдолей адорот; Везэ шаар ашамаим с. 439—441).
В память о р. Эльяшаре был назван один из новых районов Йерушалаима — Гивъат Шауль (Холм Шауля), ставший сегодня крупнейшим центром изучения Торы.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»