Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Хасиды, Рав Александр Кац, Конфликты, Община
Раби Давид-Шломо бар Элазар-Мендель Бидерман (р. Давид из Лелова; 5603—5678 /1843—1918/ гг.) — один из руководителей хасидской общины Йерушалаима.
Происходил из рода царя Давида.
Его прадед, р. Давид Бидерман (см.), был основателем хасидского «двора» в галицийском городке Лелове.
Давид-Шломо родился четырнадцатого тишрея 5604 /1844/ года в Лелове.
Осенью 5611 /1850/ года, шестилетним ребенком, он приехал в Йерушалаим вместе с дедом, р. Моше из Лелова (см.) и отцом, р. Элазаром-Менделем (см.). Спустя всего два с половиной месяца по прибытии его дед умер, и отец, которому тогда едва исполнилось двадцать четыре года, возглавил небольшую хасидскую общину, прибывшую из Лелова.
Изучал Тору под руководством отца. В молодые годы совершил длительное путешествие по Восточной Европе, где учился у ряда выдающихся хасидских наставников.
Первоначально отец отговаривал его от этой поездки. Отец сказал: «Когда у меня возникает проблема, я иду к Стене плача и возвращаюсь с ответом». «Но мне нужен живой наставник», — возразил сын. «Поверь мне, — сказал отец, — Стена плача разговаривает с тем, кто достоин этого». Тем не менее, поездка состоялась (Везэ шаар ашамаим с.252).
В 5643 /1883/ году, после скоропостижной кончины отца, р. Давид-Шломо сменил его во главе леловской общины Йерушалаима.
В последующие годы он стал одним из духовных вождей хасидов, живущих на Святой Земле.
Р. Давид-Шломо молился страстно и пламенно, вкладывая в молитву все силы своей души. Его слова, обращенные к Б-гу, пробуждали сердца к раскаянию — молиться рядом с ним приходили не только хасиды всех направлений, но и иерусалимские «литваки» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 4).
Однажды его пригласили в город, где возникли споры и разногласия, грозящие разрушить общину. По прибытии р. Давид-Шломо сразу же зашел в местную синагогу, а закончив молитву, тут же собрался в обратный путь. «Ну, а что же с главной целью вашего визита? — удивленно спросили руководители общины. — Вы же приехали, чтобы попытаться восстановить у нас мир?!».
Р. Давид-Шломо ответил: «Когда я произнес в молитве слова “Устанавливающий мир в Своих высотах, Он дарует мир нам и всему Израилю”, я уже сделал все, что должен был здесь сделать». Он покинул город, даже не обменявшись словом с участниками конфликта, — но с того дня в общину вернулся мир (Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим т.1, 194).
Р. Давид-Шалом из Лелова умер пятого элуля 5678 /1918/ года. Похоронен на Масличной горе.
Его толкования Торы были собраны в книгу Ликутей Давид (Избранные сочинения Давида).
Во главе леловской общины Йерушалаима его сменил сын р. Шимон-Нета из Лелова (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»