Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Хасиды, Рав Александр Кац, Конфликты, Община
Раби Давид-Шломо бар Элазар-Мендель Бидерман (р. Давид из Лелова; 5603—5678 /1843—1918/ гг.) — один из руководителей хасидской общины Йерушалаима.
Происходил из рода царя Давида.
Его прадед, р. Давид Бидерман (см.), был основателем хасидского «двора» в галицийском городке Лелове.
Давид-Шломо родился четырнадцатого тишрея 5604 /1844/ года в Лелове.
Осенью 5611 /1850/ года, шестилетним ребенком, он приехал в Йерушалаим вместе с дедом, р. Моше из Лелова (см.) и отцом, р. Элазаром-Менделем (см.). Спустя всего два с половиной месяца по прибытии его дед умер, и отец, которому тогда едва исполнилось двадцать четыре года, возглавил небольшую хасидскую общину, прибывшую из Лелова.
Изучал Тору под руководством отца. В молодые годы совершил длительное путешествие по Восточной Европе, где учился у ряда выдающихся хасидских наставников.
Первоначально отец отговаривал его от этой поездки. Отец сказал: «Когда у меня возникает проблема, я иду к Стене плача и возвращаюсь с ответом». «Но мне нужен живой наставник», — возразил сын. «Поверь мне, — сказал отец, — Стена плача разговаривает с тем, кто достоин этого». Тем не менее, поездка состоялась (Везэ шаар ашамаим с.252).
В 5643 /1883/ году, после скоропостижной кончины отца, р. Давид-Шломо сменил его во главе леловской общины Йерушалаима.
В последующие годы он стал одним из духовных вождей хасидов, живущих на Святой Земле.
Р. Давид-Шломо молился страстно и пламенно, вкладывая в молитву все силы своей души. Его слова, обращенные к Б-гу, пробуждали сердца к раскаянию — молиться рядом с ним приходили не только хасиды всех направлений, но и иерусалимские «литваки» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 4).
Однажды его пригласили в город, где возникли споры и разногласия, грозящие разрушить общину. По прибытии р. Давид-Шломо сразу же зашел в местную синагогу, а закончив молитву, тут же собрался в обратный путь. «Ну, а что же с главной целью вашего визита? — удивленно спросили руководители общины. — Вы же приехали, чтобы попытаться восстановить у нас мир?!».
Р. Давид-Шломо ответил: «Когда я произнес в молитве слова “Устанавливающий мир в Своих высотах, Он дарует мир нам и всему Израилю”, я уже сделал все, что должен был здесь сделать». Он покинул город, даже не обменявшись словом с участниками конфликта, — но с того дня в общину вернулся мир (Элеф сипурим ктаним аль анашим гдолим т.1, 194).
Р. Давид-Шалом из Лелова умер пятого элуля 5678 /1918/ года. Похоронен на Масличной горе.
Его толкования Торы были собраны в книгу Ликутей Давид (Избранные сочинения Давида).
Во главе леловской общины Йерушалаима его сменил сын р. Шимон-Нета из Лелова (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.