Темы: Женщина, Скромность в поведении, Мирьям Климовская, Скромность в одежде
Шавуа тов (хорошей недели)!
Мне мой рав дал, барух Ашем, книгу ильхот цниют (о законах скромности). И в одной главе объясняется, что стоит придерживаться понятий о скромности, принятых там, где живешь, и при этом не одеваться так, чтобы слишком отличаться от окружающих, так как это привлекает внимание. Например, если в городе принято, что женщины носят мини-юбки, то стоит носить юбку не до самого пола, а немного ниже колен, а то могут подумать, что ты хвастаешься своей скромностью.
И вопрос такой: во-первых, евреи обязаны нести свет в этот мир и свидетельствовать о существовании Ашема. И мой рав мне как-то объяснял, почему нехорошо дольше чем необходимо находиться среди не очень умных людей. Он привел пример с водой и грязью: они смешиваются. А должно быть — как масло и вода, которые не смешиваются. Так почему в этой книге предлагается одеваться не слишком скромно, чтобы не слишком выделяться из толпы?
Кроме того, в Кицур Шульхан Арух, в третьей главе, сказано, что надо, наоборот, отдаляться от народов мира как можно больше, а в первой главе — что надо быть дерзким как тигр, то есть не стесняться, что служишь Вечносущему, благословен Он. К тому же я очень стесняюсь и боюсь как огня юбок и платьев, открывающих ноги, то есть ношу длинные вещи, до пола и ниже.
И я живу в стране, где принято показывать и бесчестить все, что только есть, и, конечно, привлекаю внимание. Но парни и мужчины (неевреи) очень сильно уважают и боятся даже подойти, а девушки и женщины говорят всегда: «Ой, я бы тоже носила… Если бы ВСЕ носили».
Получается, все только плывут за толпой, а задача еврейства — поменять направление, повернуть паруса. Тода раба (большое спасибо)! N.
Дорогая N.!
С большой радостью прочитала Ваше письмо: как хорошо, что и в наше безумное время есть молодые девушки с таким стремлением к скромности! И Ваше стремление во что бы то ни стало жить по Торе вызывает восхищение. Продолжайте в том же духе, и Вы станете настоящей эшет-хаиль, одной из тех женщин-праведниц, в заслугу которых, как обещано, к нашему народу придет Избавление.
О Вашем вопросе. Действительно, женщине не следует одеваться так, чтобы выглядеть странно и вызывающе. Но в тех местах, где норма — совершенно нескромный вид, необходимо прежде всего заботиться о соблюдении норм цниюта, и только потом — о том, насколько наш облик вписывается или не вписывается в общепринятые рамки. Так что и здесь Вы правы — наши мудрецы сказали: «быть дерзким» — значит исполнять все наилучшим образом, невзирая ни на какие насмешки. Это относится и к заповеди цниют.
И когда женщина одевается так, чтобы не привлекать к себе внимания, она это делает не для того, чтобы сблизиться с теми, кто одет нескромно, а из соображений все той же скромности. Но, мне кажется, сейчас эта проблема стоит не так остро, как в прошлом. В современном западном мире на улицах — такое разнообразие одежных стилей, что никого не удивить даже самыми необычными нарядами. К тому же в Европе сейчас много мусульман в традиционных одеяниях, так что девушка в длинной юбке и закрытой блузке вряд ли будет сильно привлекать внимание.
Несколько слов о длине юбки. Одежда, которая причиняет неудобства, тоже не считается скромной. Слишком высокие каблуки, челка, закрывающая один глаз, юбка, «подметающая пол», относятся к этой категории. Даже когда «макси» входит в моду, сменяя «мини», эти юбки, как правило, настолько длинны, что мешают ходить. В еврейской жизни приветствуется умеренность. Если ноги прикрыты скромными (неяркими, непрозрачными и не кружевными) колготками или чулками, лучше не надевать юбку до земли: достаточно, если она будет не менее чем на 10 см ниже колена, а лучше всего — классической длины до середины голени, как принято в большей части религиозных кругов.
Евреям действительно предписывается обособляться от других народов, и этому способствуют требования еврейского закона во всех областях жизни: кашрут, суббота и праздники, совместная молитва в синагоге, обязательное изучение Торы и строжайший запрет смешанных браков — все это постоянно напоминает нам об особом положении народа Израиля среди остального человечества.
Но при этом от нас требуется уважительно относиться к другим людям вне зависимости от их происхождения. Задача еврея в этом мире — стараться как можно глубже понять Тору и выполнять все ее заповеди, совершенствуясь самому, но не пытаться изменить других людей — ни друзей, ни родных, ни ближних, ни дальних. Если человек старается выполнять все возложенные на него обязанности и проявлять уважение к другим людям, он воздействует на них личным примером, без упреков и поучений, и мир становится лучше.
Таким человеком был, например, наш учитель Рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника. Он отличался исключительной мягкостью по отношению к другим людям, даже нарушающим заповеди Торы, и при этом строгой требовательностью к себе самому. Его поведение является для нас всех примером. А чтобы узнать, в чем заключаются обязанности каждого из нас, необходимо учиться. Так что продолжайте учиться и задавать вопросы — Тора многогранна и в ней есть ответы на все случаи жизни.
Желаю Вам удачи на избранном пути, и пусть в нашем народе будет побольше таких девушек, как Вы!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский