Темы: Ципора Харитан, Женщина, Скромность в одежде, Головной убор
Здравствуйте! Я вышла замуж, но никак не могу привыкнуть к кисуй рош (головному покрытию). Решили с мужем, что я буду покрывать голову на Шаббат, праздники и во время молитв, чтоб постепенно привыкнуть. Хотела бы узнать, какой самый минимум покрытия головы? Можно ли носить широкие ободки, повязки, банданы? Можно, чтоб волосы были видны? Может, начав с «минимума», мне будет легче перейти к «максимуму». Хотелось бы также получить источники, где написано о том, что женщина должна покрывать голову. N.
Уважаемая N.,
Честь и хвала Вам за серьезное отношение к такой непростой мицве. О Вашем вопросе: то, что следует покрывать голову на улице на людях, выводят из Торы, из парашат Сота (Бэмидбар 5, 11-31). Там (см. стих 18) сказано, что коэн должен открыть волосы этой женщины перед всеми. Отсюда ясно, что обычно женщины ходили с покрытой головой. Позже, в период Мишны, общепринятым обычаем стало, что женщина покрывает голову, не только когда она выходит ли-ршут а-рабим, т.е. в многолюдное место, но и в любые места, где ее могут увидеть посторонние. И так как все женщины приняли этот обычай, сегодня он считается обязательным правилом скромности. Считается, что волосы должны быть покрыты полностью, но есть мнение, что спереди можно оставить непокрытую полоску шириной в половинутэфаха, т.е. от 4 до 5 сантиметров. Что касается ленточек, беретов, из-под которых видна бОльшая часть волос, то они не отвечают полностью галахическим требованиям, но, по крайней мере, являются демонстрацией того, что женщина — замужем и стремится покрывать волосы. Что касается пути, который избрали Вы и Ваш муж, то, видимо, он правильный. Как, например, люди сначала перестают ездить или готовить еду в субботу, но еще не могут отказаться от курения в этот день — это еще не совсем полное соблюдение, но они на правильном пути. Так и здесь — если Вы чувствуете, что постепенное продвижение помогает Вам привыкнуть и не вызывает раздражения, то, видимо, надо идти этим путем, когда понятно, что цель — это, в конце концов, покрыть голову согласно требованиям Галахи. Очень советую баловать себя в процессе привыкания и позже такими головными уборами, которые Вам нравятся. Красивый дорогой кисуй иногда может стать весьма эксклюзивной деталью туалета и гораздо удобнее сидеть на голове, чем тяжеленькая тряпочка. Но при этом он не должен быть прозрачным, т.е. если уж покрыли голову, то покрыли.
Желаю помощи Свыше в соблюдении этой галахи и других.
С большим уважением, Ципора Харитан
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Рав Овадья Климовский
Наши праотцы не весь день сидели за учёбой?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Шломо Гольдман
Хава Куперман
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.