Темы: Аборт, Женщина, Депрессия, Молитва, Предохранение от беременности, Лея Трахтенберг, Забота о себе
Есть ли еврейская молитва за нерождённых детей (выкидыш, аборт, использование спирали как контрацептива)? Если есть, пришлите, пожалуйста. Это проблема большинства живущих женщин. N.
Уважаемая N.,
Когда приходит зрелость, мы начинаем размышлять о своей жизни и наша оценка многих поступков меняется, мы относимся ко многому совершенно иначе, чем в то время, когда эти поступки были совершены. Мы взрослеем, накапливаем жизненный опыт — и переступаем какую-то черту, разочаровываемся во многих прежних взглядах, многое в прошлом хотелось бы изменить.
Но то время, положение, состояние, в котором мы жили тогда, в котором нас растили, определяло наши действия. Это были совершенно стандартные для тех времен поступки, по-другому было бы невозможно, это оказалось бы слишком нестандартно, вызвало бы агрессию окружающих, отчуждение.
Зародыш обретает душу на сороковой день беременности. До этого он не является живущим существом, у него нет той души, которая есть у нас. До сорокового дня он как бы «мертв».
После этого дня, уже с восьми-девяти недель, зародыш начинает жить, реагировать, «думать» — является живым существом. Системы его организма начинают работать. Поэтому, если мы сделали, не дай Б-г, аборт после этого срока, объективно мы являемся его убийцами, и это нас страшно мучает. Не только на подсознательном уровне: мы думаем, что, поскольку мы так поступили, нам полагается наказание. Т.е. мы ищем не только вину, но и наказание. И чувство вины толкает нас к самонаказанию. Это естественный процесс, но очень опасный.
Как работать с такими мыслями, чтобы избежать опасности?
Раз в год, перед Йом-Кипуром, мы читаем Тфила Зака — «Чистую молитву». Приведем выдержки из нее: «Я не только не освящал/-а члены тела своего, но и осквернял их… Проверил/-а я все члены тела моего и нашел/-ла, что все они изувечены (грехом)… А теперь, Всевышний, Б-г мой, открыто и известно пред Тобой, что не намеревался/-лась я совершить все эти грехи и преступления, чтобы разгневать Тебя и восстать против Тебя. Но следовал/-а я совету своего дурного начала (стремления к злу), которое всегда, ежедневно устраивает западню для ноги моей, чтобы поймать меня. А я беден/-на и нищ/-а, червь, а не великий человек (Тэилим 22, 7), и недостает у меня силы противостоять ему. И тяжелый труд, чтобы добыть пропитание семье, и утруждение нынешнего времени, и различные обстоятельства стали причинами моей беды… И все это открыто и известно пред Тобой: “…нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы” (Коэлет 8, 20). Поэтому по великой милости Своей Ты дал нам один день в году, день великий и святой, этот День Искупления, приходящий нам во благо, чтобы мы могли раскаяться перед Тобой и искупить все наши грехи, и очистить себя от всех наших осквернений. Как сказано: “Ибо в день сей искупит вас, чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены” (Ваикра 16, 30)». Первый грех, упоминаемый в «Чистой молитве» — уничтожение семени…
Кроме того, в молитве «Восемнадцать благословений» (Амида), в благословении Шма Колейну («Услышь голос наш…») мы обращаемся к Всевышнему с личными просьбами. Существует специальная вставка: «…искажал/-а я (путь свой), искупи все грехи мои от юности моей до нынешнего дня». «Юность моя» — нэурай, это слово употребляется в форме множественного числа («юности мои»). Согласно одному из толкований, речь здесь идет о гильгулим — предыдущих воплощениях… Таким образом, мы просим и о прощении грехов, совершенных в предыдущих воплощениях — о том, чего мы не знаем, не можем объяснить. Мы «нанесли ущерб» Его святому Имени. Если мы осознаем это, само осознание приближает нас к тшуве (раскаянию). Мы не просто блуждаем, а знаем, что надо делать.
Помогают тфила у-цдака — молитва и пожертвования (или другие добрые дела). Можно давать цдаку организациям, которые помогают женщинам, желающим избежать аборта, или другим благотворительным организациям, которые помогают детям и т.д. Можно и поработать в таких организациях на добровольных началах.
Стоит помнить и о том, что нежеланные дети часто бывают несчастными, идут по плохому пути. Ведь условия зачатия и беременности влияют на состояние женщины, на ее отношение к ребенку. Мать может, не дай Б-г, ненавидеть ребенка, например, если забеременела от неудачного партнера или в результате изнасилования. А это, в свою очередь, влияет на нервную систему ребенка, на его личность, на его судьбу.
Если мы не ответили Вам достаточно полно, напишите подробно обо всех обстоятельствах и продолжим разговор.
С уважением, Лея Трахтенберг
Читайте: обзор по теме Аборт
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.