Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

У женщин-руководителей кроме умных слов и напыщенного выражения лица ничего нет?

Темы: Женщина, Организация быта, Мирьям Климовская, Положение женщины в обществе, Внутренний мир

Добрый день, объясните, пожалуйста, я слышал, что женщина считается совершенней, чем мужчина, тому служит и тот факт, что она была последним творением, и сейчас я часто слышу о женских превосходствах тут и там, всё больше и больше женщин занимают ответственные должности, но никто не говорит то, как они управляют. Конечно, представители мужского пола также не совершены в правлении, но женщины! Кроме умных слов и напыщенного выражения лица — ничего! Практически всю важную работу на производстве и раньше и сейчас выполняют мужчины, опять-таки, есть женщины, которых можно сравнить с мужчинами, но их малый процент. Посмотреть хотя бы на историю, подавляющее большинство великих писателей, художников, поэтов, экономистов, композиторов, учёных, полководцев, даже поваров и модельеров — мужчины, а как же еврейские мудрецы?! Какая женщина превзошла мудростью, РАМБАНа, РАМБАМа, РАМХАЛя, раби Акиву, и многих других, и, как я это понимаю, это потому, что мужчина глубже погружается в дело, которым занимается, да, он тяжелее на подъём нежели женщина, но и это не всегда из-за лени. Женщина же способна вести сразу несколько дел, и в этом я слышал её превосходство, но и результат всегда средний, конечно, это вполне удовлетворительно, я вовсе не хочу умолить труды и заслуги женщин. Моя мать и бабушки, внесли огромный вклад в моё воспитание, чтобы я не стал, не дай Б-г, на неправедный путь не только нравоучениями, но и простой заботой. Я чувствую, что есть что-то, что я взял именно от матери, и в этом я думаю её совершенство, как женщины, но не понимаю, почему евреи перечисляют качества, которые есть и у мужчин, и не побоюсь сказать развиты даже сильнее. То же внимание, если мужчина сосредотачивается на чём-то ОДНОМ, то он становиться куда мелочнее, чем женщина, и в откровенных разговорах женщины это признают. З Фрейд, (ссылаясь на Абеляра) в своей работе «О сновидениях» написал, что независимо мужчина или женщина, каждый из них представляет мужское начало, как нечто идеально, а женское, как несовершенное, не потому ли женщина, пытается доказать всему миру, что она лучше всех? В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЁ ЧТО Я СЕЙЧАС ВИЖУ ЭТО ТО, КАК СОВЕРШЕННОЕ ТВОРЕНИЕ ПРОЯВЛЯЕТ НЕУВАЖЕНИЕ К НЕСОВЕРШЕННОМУ, МОЖЕТ НЕ ТАКОЕ ОНО УЖ И СОВЕРШЕННОЕ? P.S. Спасибо за предыдущие ответы. N.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемый N.!

Конечно же, речь не идет о том, что женщина в чем-то лучше мужчины (или наоборот). Более того, Тора ясно называет женщину «эзер кэ-нэгдо» — помощником «напротив» мужчины, что можно понять как «соответствующий ему», «соразмерный ему», «противодействующий», «обладающий противоположными качествами» и т. п. Любой из этих вариантов предполагает, что речь идет о ком-то равном мужчине, но обладающем другими качествами. «И сотворил помощника против него» (Берешит 18, 2) — «Удостоился — эзер (помощник), не удостоился — кэ-нэгдо (против него), чтобы бороться (с ним)» (Берешит Рабба 17). Т.е. желаемый вариант — сотрудничество, при котором качества «помощника» дополняют качества мужчины. Но возможно и противоборство…

Нет в понятии «эзер» — «помощник» — и уничижительной коннотации. Недаром сам Всевышний называется «Помощником» в молитве, и такие имена как Элиэзер, Азриэль, Элазар и т. п. (в разных формах говорящие о Б-ге как Помогающем) очень распространены у евреев.

Об учении Фрейда и Абеляра я не могу ничего сказать. Но известно, что в Каббале «мужским началом» называется то, что обладает способностью «давать», а «женским» — то, что обладает способностью «принимать». И это не обязательно должны быть мужчины и женщины. Например, мать является олицетворением «мужского начала» для ребенка, о котором она заботится, а ребенок, получающий ее заботу, олицетворяет в этой «паре» «женское начало», даже если он мужского пола!

Говоря о женщинах на руководящих должностях, Вы, возможно, имеете в виду «достижения» феминизма. Это не еврейское понятие, еврейские женщины никогда не чувствовали себя ущемленными, потому что всегда четко знали о различиях между полами и об «инструментах», необходимых каждому из них для достижения полного совершенства. Тот факт, что женщина освобождена от некоторых заповедей, обязательных для мужчины, говорит лишь о том, что ей для духовного роста нужны другие вещи. Есть заповеди, возложенные именно на женщин, и есть особые требования, например, скромности, более строгие для женщин, чем для мужчин.

То, что в мировой истории известных мужчин было больше, чем женщин, не кажется мне убедительным доказательством интеллектуального или другого превосходства мужчин. Во-первых, нельзя забывать, что смещение гендерных ролей активно происходило только в последние десятилетия. До этого же распределение обязанностей было традиционным: мужчина занимается профессиональной деятельностью, двигает вперед науку, культуру, политику, женщина же находится дома и занимается созданием для него прочного тыла и воспитанием будущего поколения мудрецов, философов, ученых, полководцев… Но, если женщина все-таки оказывалась на видных ролях, ей зачастую приходилось очень несладко. Достаточно вспомнить трагическую судьбу Жанны Д’Арк. Чтобы «выбиться в люди», женщинам приходилось творить под мужскими псевдонимами (Жорж Санд, Марко Вовчок), заключать фиктивные браки (Софья Ковалевская), получать образование подпольно (Мария Кюри) и т. д. Так что преобладание в мировой истории известных мужчин над женщинами больше связано с традиционным разделением труда, чем с качествами тех или других.

А что же было у евреев? Вы пишете: «Какая женщина превзошла мудростью РАМБАНа, РАМБАМа, РАМХАЛя, раби Акиву и многих других?». Возможно, такие женщины и были, но мы никогда не узнаем их имен, потому что они предпочитали беречь свою мудрость от посторонних глаз и использовать свои таланты для исполнения своих прямых обязанностей — заботы о будущих поколениях и о передаче им непреходящих ценностей нашего народа. Имена некоторых женщин-«руководителей» все же сохранены в еврейской истории. Пророчица Двора была судьей, царица Эстер в решающий момент повелела поститься всему народу Израиля. Были даже женщины, преподававшие в ешивах! Все эти великие женщины занимали руководящие должности вынужденно, но и тогда они максимально соблюдали требования скромности.

О «качествах, которые есть и у мужчин» — не очень понятно, что Вы имеете в виду. Разумеется, в разных людях различные качества сочетаются в разных пропорциях. Есть такие закономерности и у каждого пола. Конечно, это все приблизительно, но факт, что большинство женщин могут более-менее эффективно заниматься несколькими делами одновременно именно благодаря способности легко переключаться, а большинству мужчин необходимо сосредоточиться на каком-то одном деле, и тогда они могут достичь в нем выдающихся результатов. Этими качествами наделил мужчин и женщин сам Творец именно ради того, чтобы каждый из них мог достичь своей цели: мужчина прилагает усилия в одной точке и благодаря этому продвигается в изучении Торы или науке, искусстве, политике, технологии и т. д. Но это возможно только тогда, когда рядом с ним находится «эзер кэ-нэгдо» — «многофункциональный помощник», способный обеспечить ему необходимые для этого условия (не только физические). Многие ли великие мудрецы, ученые, писатели и т. д. смогли бы достичь таких результатов, если бы им нужно было ежедневно готовить, стирать, убирать, менять пеленки, следить за малышами?.. А ведь есть немало женщин, которые занимаются всем перечисленным и плюс к этому работают полный рабочий день и растут в профессиональном плане!

О Вашем возмущении женщинами в роли руководителей тоже ничего не могу сказать. Возможно, Вы имели в виду кого-то конкретного, о ком мне ничего не известно. Можно только сказать в общем: если у человека есть качества, необходимые для руководителя, он будет хорошим руководителем, независимо от пола. А если человек рвался к власти только для того, чтобы «показать всем, что и я не хуже», не имея к этому особых талантов, то и результаты будут соответствующими — опять-таки, независимо от пола. И Вы совершенно правы — если человек относится без уважения к другим людям — вне зависимости от их пола, возраста, происхождения, социального статуса и т. п., такого человека нельзя назвать «совершенным творением»! Для того, чтобы стать им, ему необходима долгая и упорная работа над собой и над исправлением своих качеств.

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его