Темы: Женщина, Беременность, Молитва, Роды, Страхи, Ита Минкина, Внутренний мир, Материнство
Здравствуйте, уважаемые раввины! По великой милости В-вышнего я нахожусь на 8 месяце беременности в ожидании рождения столь долгожданного ребенка. Возможно, я мнительная, но мне очень неприятно, когда мой живот пытаются потрогать знакомые или просят его показать. Некоторые просят сфотографироваться и прислать им фото, мол, хотят посмотреть на животик. А я, на интуитивном уровне, настолько не хочу этого делать, что нахожу всяческие отговорки. Причем люди искренне радуются за меня, особенно родственники, но мне все равно хочется как-то оградить малыша от посторонних. Когда, даст Б-г, малыш родится, все будут просить прислать его фото или показать по скайпу, а я не хочу этого делать. Скажите, есть у меня основания для такой позиции? Или я себя просто накручиваю? Если есть некие ограничения, то до какого возраста ребенка нельзя показывать? Заранее благодарю за ответ. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос, он актуален для многих будущих, с Б-жьей помощью, мам.
Можно понять Ваши чувства, они естественны, и многие женщины в период беременности их испытывают. Правда, чувства еще не доказывают, что есть основания для беспокойства, но будущей маме лучше не беспокоиться — с основаниями или без них. И поэтому, наверное, самое лучшее, что Вы можете делать пока, — это отшучиваться. А так как ситуации и фразы, приводящие Вас в замешательство, как правило, повторяются, то можно заранее придумать шутки, которые по сути своей — отговорки, но такие, которые не поставят Вас или других в неловкое положение. А шуткой Вы всегда сгладите неловкость, тем более, если у Вас будет в запасе несколько наготове.
Трудно дать однозначный ответ, есть ли основания не показывать фотографии малыша, не давать «общаться» с ним по скайпу. Некоторые родители обоснованно полагают, что на тех, кто не верит в сглаз, он и не действует. И это мнение приводится в Талмуде. Большинство мам из традиционных семей, которым я задавала Ваш вопрос, придерживаются именно такого мнения. А некоторые показывают малыша на минутку, считая, что человек, который смотрит, радуясь от всего сердца и желая добра, никогда не сглазит.
Это подборка стихов из Танаха, их особенность в том, что они начинаются и заканчиваются буквой нун. Посылаю Вам текст на иврите, транскрипцию и перевод.
נגע צרעת כי תהיה באדם והובא אל הכהן (ויקרא י''ג, ט').
נחנו נעבר חלוצים לפני ד' ארץ כנען ואתנו אחזת נחלתנו מעבר לירדן (במדבר ל''ב, ל''ב).
נביא מקרבך מאחיך כמני יקים לך ד' אלקיך: אליו תשמעון (דברים י''ח, ט''ו).
נהר פלגיו ישמחו עיר אלקים קדש משכני עליון (תהלים מ''ו, ה').
נחית כצאן עמך ביד משה ואהרן (תהלים ע''ז, כ''א).
נגד אבותם עשה פלא בארץ מצרים שדה צען (תהלים ע''ח, י''ב).
נפתי משכבי מר אהלים וקנמון (משלי ז', י''ז).
נר ד' נשמת אדם חפש כל חדרי בטן (משלי כ', כ''ז).
נפת תטפנה שפתותיך כלה דבש וחלב תחת לשונך וריח שלמתיך כריח לבנון (שיר השירים ד', י''א).
נדו מתוך בבל ומארץ כשדים יצאו (צאו) והיו כעתודים לפני צאן (ירמיהו נ', ח').
נשקי קשת מימינים ומשמאלים באבנים ובחצים בקשת מאחי שאול מבנימן (דברי הימים א', י''ב, ב').
רבונו של עולם, הצל את עמך בית ישראל מכל מיני כשפים ומכל מיני עין הרע. וכשם שפרשת כנפיך על אבותינו שבמדבר, שלא שלטה עליהם עינא בישא דבלעם, כן תפרוש עלינו ברחמיך הרבים להיותנו מכוסים (במכסה ובהנהגה) ובשמותיך הקדושים מכל עינא בישא.
Нэга цараат ки тийе бэ-адам вэ-ува эль а-коэн. Нахну наавор халуцим лифнэй А-дой-ной эрэц кнаан вэ-итану ахузат нахалатэну ме-эвер ла-йардэн. Нави ми-кирбэха мэ-ахэха камони йаким лэха А-дой-ной Эло-эха элав тишмаун. Наар плагав йесамху ир Эло-им кдош мишкэнэй Эльйон. Нахита ка-цон амэха бэ-йад моше вэ-аарон. Нэгед авотам аса феле бэ-эрец мицраим сдэ цоан. Нафти мишкави мор аалим вэ-кинамон. Нэр А-дой-ной нишмат адам хофэс коль хадрэй ватэн. Нофет титофна сифтотайх кала дваш вэ-халав тахат лэшонэх вэ-рэах сальмотайх кэ-реах леванон. Нуду ми-тох бавель у-мэ-эрэц касдим цэу ви-йу кэ-атудим лифнэй цон. Нашкей кешет майминим у-масмилим ба-аваним у-ва-хицим ба-кашет мэ-ахэй шауль ми-биньямин.
Рибоно шель олам, ацель эт амха бейт исраэль ми-коль минэй кшафим у-ми-коль минэй аин а-ра. У-кэ-шем ше-пераста кнафэха аль авотэйну ше-бэ-мидбар, ше-лё шалта алейэм эйна биша дэ-бил-ам, кен тифрос алейну бэ-рахамэха а-рабим лийотэйну мэхусим (бэ-михсэ у-вэ-анhага) у-би-шмотэха а-кдошим ми-коль эйна биша.
«Если язва проказы будет на человеке, то он должен быть приведен к коэну» Ваикра 13, 9.
«Мы перейдем вооруженные пред Господом в землю Кнаан, за нами будет надел владения нашего по эту сторону Йардэна» Бэмидбар 32, 32.
«Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне поставит тебе Господь Б-г твой, — его слушайтесь» Дварим 18, 15.
«Речные потоки веселят город Б-жий, самый святой из обителей Всевышнего» Тэилим 46, 5.
«Вел ты, как овец, народ Свой рукою Моше и Аарона» Тэилим 77, 21.
«Пред отцами их сотворил Он чудо в земле египетской, в поле Цоана» Тэилим 78, 12.
«Надушила я постель свою морром, аалом и корицею» Мишлей 7, 17.
«Душа человека — светильник Б-га, исследующий все тайники утробы» Мишлей 20, 27.
«Сотовый мед источают уста твои, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей как запах Леванона» Шир а-Ширим 4, 11.
«Бегите из Бавеля и выходите из страны Касдим, и будьте как вожаки впереди стада» Ирмеяу 50, 8.
«Вооруженные луком, правой и левой рукой (бросавшие) камни и (натягивавшие) стрелы лука, из братьев Шауля, из (колена) Биньямина» (Диврэй а-Йамим I 12, 2).
Владыка мира, спаси народ Свой, дом Израиля, от всех видов колдовства и от всех видов дурного глаза. И, как простер ты сень Свою над отцами нашими, когда они были в пустыне, чтобы не был властен над ними дурной глаз Билама, так простри над нами по великой милости Твоей, чтобы были мы укрыты (укрытием и водительством и) святыми Именами Твоими от любого дурного глаза.
В принципе, этот текст можно произносить всегда, не только на исходе субботы, но предварительно следует сделать нэтилат йадаим (омыть руки).
אנא מזרעא דיוסף צדיקא קא אתינא דלא שליט ביה עינא בישא (בראשית מ''ט, כ''ב): «בן פורת יוסף בן פורת עלי עין».
Ана ми-зар-а дэ-йосэф цадика ка атина дэ-лё шалэт бэй эйна биша: бен-порат йосэф бен-порат алей аин.
Я из семени Йосефа-праведника происхожу, над которым не властен дурной глаз: «Росток плодоносный Йосеф, плодоносный над источником…» (Берешит 49, 22).
(Существует традиция, что потомкам Йосефа не страшен дурной глаз. Намек на это находят в приведенном выше стихе Торы. «Над источником» — «алей аин», слово «аин» означает также «глаз». Т.е. потомки Йосефа находятся как бы «над глазом», «выше глаза» — дурной глаз им не опасен).
Желаю Вам здоровья, сил, радости в семье и знать, что все — от Всевышнего. В книге рава Азриэля Таубера «Суть еврея» приводится случай, описанный в Талмуде. Одна колдунья спросила мудреца, почему он ее не боится? «Все от Всевышнего, — ответил мудрец. — И даже твой замысел мне повредить, осуществится, только если Он позволит и захочет. А так ты ничего не можешь мне сделать».
Пусть Всевышний хранит Вас и Вашу семью — это самая надежная защита. И пусть будет в добрый час — в любви и радости!
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский