Темы: Воспитание в духе Торы, Ципора Харитан, Еврейская женщина, Женщина, Муж и Жена, Материнство
Дорогая Реббецин Харитан, огромное спасибо за ваши предыдущие ответы — они дают мне ощущение, что в моей жизни есть близкая и мудрая женщина, которую можно обо всем спросить. Слава Всевышнему, я и мой муж продолжаем не курить траву. Мой муж выпивает, пожалуй, больше того, чем мне хотелось бы, но, все же, в пределах нормального, насколько мне это представляется.
За последние пару месяцев я успела забеременеть, но случился выкидыш, который я еще переживаю. Правду говоря, я согласилась беременеть только для мужа — он так сильно хочет еще детей и без меня никак не может это осуществить.
Меня постоянно мучают мысли о том, что я не хочу больше детей, и поэтому все время думаю: правильно ли пытаться опять? Я хочу постараться объяснить причины моего нежелания, и, может, вы сможете подсказать, правильно ли еще стараться иметь детей или не надо. Основная причина, пожалуй, в том, что я недовольна теми детьми, которые у нас уже есть, — дочь 14, сын 12, дочь 9 и сын 7.
Они хорошие умные дети, но невоспитанные. Мне кажется, причина этому в том, что мы с мужем абсолютно по-разному видим цели и методику воспитания. И, к сожалению, непохоже, что мы сможем это утрясти, так как муж категорически против обращения к третьему лицу.
Но факт в том, что, даже когда я пыталась/пытаюсь что-то привить детям, муж не только меня не поддерживает, но открыто протестует при детях, превращая все в шутку. Например: не будить, когда кто-то спит, пожалеть или помочь, когда кому-то плохо или больно, всегда говорить правду, помочь по дому, продумать вперед, что сказать, не грубить родителям, не шутить и не паясничать за столом…
И приучением к выполнению мицвот муж тоже не занимается, а я, к сожалению, замотана бытом, и у меня тоже не получается уделить этому должное внимание. Мне много пришлось поработать над собой, чтобы не нервничать и не спорить с мужем каждый раз, а просто смириться, что наши дети не получат такое воспитание дома.
Я молюсь, чтобы они научились у своих друзей и сами доросли до этого. Поэтому каждый раз, когда муж удивлено спрашивает: «Неужели тебе не хочется бэйбичку?», я думаю, что лучше улучшить воспитание тех детей, которые уже есть.
Отношения у нас с мужем тоже хромают. Когда дни близости, как-то удаётся продержаться, а когда нида, то ни близости, ни понимания, ни поддержки, в лучшем случае — дистанция и каждый живет своей жизнью.
Я раньше очень из-за этого переживала, а сейчас поняла, что делаю всё от меня зависящее, а он — такой, как есть, и не ожидаю от него ничего. Вот такие дела. Буду очень благодарна вашему совету. Спасибо! N.
Уважаемая N.,
Я могу сказать, что, несмотря на все подробности, которые Вы добавили, мое мнение не очень изменилось. То есть, конфликты по вопросам воспитания есть у всех родителей, разные представления о том, что правильно, а что неправильно, есть у всех родителей. Я не вижу в этом причины рожать или не рожать еще детей.
А вот Ваше ощущение, что на мужа нельзя положиться и опереться, Ваше чувство, что Вы одна в важных для Вас жизненных вопросах, — это то, что отнимает силы и не дает посвятить себя материнству. Грубо говоря, в моих глазах «бэйбичка» — это не подарок мужу, а просьба к Всевышнему доверить нам душу ребенка, за которую мы будем нести ответственность по мере наших сил. Если в этой сложной ситуации Вы не верите в свои и мужа силы, то нужно задуматься, стоит ли прилагать специальные усилия для того, чтобы забеременеть.
С другой стороны, мы — не хозяева жизни, и я думаю про себя: сколько людей бы не появилось на свет, если бы их родители считали, что предыдущих не удалось воспитать как следует. Тем более, еще очень рано говорить о каких-то результатах воспитания, когда дети — в таком возрасте, как Ваши. И ленивый и невнимательный подросток вполне может вырасти трудолюбивым и заботливым взрослым.
То есть, то, что Ваш муж относится к проблемам воспитания более легко, чем Вы, не говорит о нем ничего плохого, как я Вам уже писала в предыдущий раз. А вот нежелание посоветоваться со специалистом — это, конечно, гораздо бОльшая проблема. Но это не должно мешать Вам посоветоваться со специалистом самой — даже о тех детях, которые уже, слава Б-гу, родились очень стоит поговорить со знающим человеком, проверить, какими методами можно улучшить их поведение.
А что касается младенца — еще раз скажу: проверьте себя, можете ли Вы взяться за этот проект? Не для того, чтобы доставить удовольствие мужу, а потому, что САМИ хотите ребенка? И готовы ли Вы искренне просить Всевышнего о нем и принять его всей душой?
С уважением и пожеланием хороших, дружных отношений в семье и радости от детей, Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.