Темы: Ципора Харитан, Еврейская женщина, Женщина, Депрессия, Законы семейной чистоты
Добрый день! Мне очень нужна Ваша помощь, т. к. я действительно достигла уже предела своих переживаний и резерва сил совсем нет.
Мы с мужем женаты уже 3 года, двое детей. В целом, мы хорошая пара, мы поженились, любя друг друга. Но у нас есть ряд сложностей. Первая и самая разрушительная наша проблема, о которой я и хочу спросить, — религиозный аспект. Я из светской семьи, мы соблюдали праздники, кашрут, но не были глубоко религиозными. Он же, как оказалось после свадьбы, — намного более соблюдающий, чем даже казалось. Он хочет соблюдать шабат, но из-за работы это не получается. Он страдает, уговаривает меня соблюдать. У меня не получается, я нервничаю.
Теперь он принял решение соблюдать таарат а-мишпаха (законы семейной чистоты). Чтобы, мол, улучшить наше семейное положение. В надежде, что Ашем, увидев наши старания, поможет нашей семье. Это и вовсе претит мне и моей душе. Мне чужд этот закон. Я стала противна сама себе.
Я не понимаю, почему я не могу обнять мужа, когда мне это нужно, и должна жить нормальной жизнью лишь по полмесяца. Я все время плачу, мне противно всё, и муж теперь тоже. Вместо того чтобы была некая интрига, о которой говорят все раввины, в период отдаления, у меня появилось чувство отвращения и к себе, и к нему.
И вообще, чем больше он тянет меня в религию, тем сильнее меня это отталкивает. Я всё время чувствую себя виноватой, потому что — будто ссорюсь с Б-гом. Я не хочу быть столь соблюдающей, я хочу вести нормальный образ жизни. Я очень устала от этого давления и постоянного чувства вины, что я мешаю человеку быть хорошим евреем.
Что мне с этим делать — не знаю. Я выжата, у меня больше нет сил. Законы чистоты вообще меня сломили. Мне по-настоящему плохо и противно. Я всё время плачу. Не знаю, как быть и что делать… N.
Уважаемая N.!
Если Вы не верите, что эти законы от Б-га, то почему чувствуете вину и обвиняете себя, что не позволяете мужу быть хорошим евреем? Ведь, если это пустая выдумка, то это действительно незачем соблюдать. Если же Вы верите, что это — из Б-жественного источника, то, когда Вы говорите: «хочу жить нормальной жизнью», неужели Вы считаете: Б-г хочет, чтобы Ваша жизнь была плохой и ненормальной?
А если Вы говорите — что делать, по факту она становится такой, — то у меня ощущение: с Вами происходят одновременно две вещи. С одной стороны, Вы очень мало знаете об этих заповедях, не понимаете, к чему они Вас обязывают безоговорочно, а что можно принимать на себя постепенно, и как можно продвигаться к лучшему их выполнению. А с другой, Вы пока вообще не уверены, что заинтересованы принять на себя их исполнение, и Вам кажется, что муж Вас заставляет и вынуждает.
Кроме того, предполагаю: так как есть и другие моменты, которые портят ваши отношения, то вот именно на религиозность очень удобно и легко всё свалить. То есть, муж превратился не в того человека, за которого Вы вышли замуж, и теперь он противен Вам, Вы противны себе и всё не так.
Поскольку Вы обратились с письмом на религиозный сайт, то предполагаю, Вы не ждали, что мы начнем отговаривать Вашего мужа соблюдать заповеди. Но думаю, что Вы хотите, даже если формулируете это иначе, какой-то поддержки, которая помогла бы Вам справиться с новыми «обычаями и идеями», которые вдруг вторглись в Вашу жизнь.
Для этого совершенно необходимо с кем-нибудь серьезно учить всё, что связано с темами чистоты семейной жизни и соблюдения субботы, причем вам обоим нужны очень опытные наставники, которые помогли бы понять, что именно необходимо соблюдать очень строго, а в чем могут быть поблажки (хотя бы на первое время). Как можно ввести в семью религиозные традиции, не разрушая мир в семье, какой смысл стоит за этими заповедями и как выглядит жизнь людей, которые это соблюдают.
(Думаю, Вы знакомы с религиозными семьями в своем городе. Как Вам кажется, они все ужасно несчастные из-за той «ненормальной» жизни, которую ведут? Или же есть среди них люди, которые выглядят счастливыми и довольными, а значит, научились использовать религию для улучшения своей семейной жизни, а не наоборот?)
Допускаю, что Вы можете сказать: весь этот «довесок» в виде соблюдения религиозных правил и их изучения Вам совершенно ни к чему. Но боюсь, что тогда пропасть между Вами и мужем будет только увеличиваться. Потому что одно из двух: либо, если Вы вынудите его не соблюдать то, что он считает важным, он будет Вас обвинять, что из-за Вас нарушает Закон. Либо, если его Вы вынуждать не будете, но и сами не проявите никакого интереса и готовности со своей стороны, то постепенно вы станете просто чужими друг другу.
А так как Вы говорите, что, в принципе, хотите сохранить брак, то рекомендую принять мой совет и найти духовных руководителей, которые вам помогут серьезно ознакомиться с жизнью по еврейским законам. А тогда, если Вы все равно не захотите их принять, Вы хотя бы сможете сказать себе и мужу: «Я всерьез уделила внимание этой теме и не принимаю ее для себя». На нынешнем же этапе Ваше нежелание, вероятно, воспринимается им как неуважение к его духовным интересам и некий «женский каприз».
С уважением и пожеланием мира в семье, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский