Темы: Женщина, Скромность в поведении, Депрессия, Забота о себе
Шалом, уважаемая геверет (г-жа) Ита Минкин! У меня такой вопрос: как себя вести, когда на тебя кричат?
Работаю я в библиотеке. Сегодня произошел следующий случай. Только моя напарница уходит, в двери врывается разгневанная тетка и начинает орать, что я закрыла библиотеку раньше. Я пытаюсь выяснить, когда и во сколько, она кричит, что в прошлый вторник — в час тридцать вместо часа сорока пяти. (Кстати, я вообще не работаю по вторникам).
Я пытаюсь ей объяснить, что в прошлый вторник здесь ремонтировали компьютеры и всем отправляли СМС об этом. И я очень сожалею. Но она меня не слушает, кричит «всё!» и хлопает дверью.
Кстати, я могла ей сказать, чтобы она перестала орать и позвонила в мэрию. Наверно, по правде говоря, я просто растерялась — ведь я недавно работаю и это первый подобный казус.
Как надо себя вести с людьми, которые пытаются выпустить пар и не слушают ответ, ведь с таким можно столкнуться не только на работе? Спасибо! N.
Уважаемая N.,
Представляю Ваше замешательство... Всегда очень неприятно сталкиваться с таким поведением, будь оно ожидаемым или внезапным...
Что может помочь не потерять почву под ногами в такие моменты? — Правило, которое должно быть для нас очевидно, как день днем и ночь ночью. Правило гласит: люди в таком состоянии не способны видеть факты, слушать и слышать аргументы, доводы и утверждения, какими бы справедливыми, уместными и даже необходимыми наши слова нам ни казались. Человек не способен их услышать, и жаль тратить силы, что-то ему доказывая.
В этом случае очевидно: Вашей вины в том, что ее так разозлило, нет. Так что ее крик не должен был, по идее, задеть Вас... Просто расстроен сильно человек, с кем не бывает... Но и когда наша непричастность не так очевидна, то и тогда не стоит принимать крик на свой счет. Хотя бы стараться не принимать, понимая при этом, что крик — это всегда неудовлетворенная потребность, разочарование, бессилие что-то изменить... И так и надо воспринимать крик — неважно, по какому поводу, — не принимая на свой счет, но стараясь пожалеть того, кого так сильно захлестнуло...
И, соответственно, реакция, логично вытекающая из такого нашего понимания. Часто даже не нужно слов, тем более, они бесполезны... Но можно покачать головой, выражая сочувствие, кивать, соглашаясь, как это неприятно. А если есть возможность вставить слово, сказать: «Ой, как это неприятно: прийти — и закрыто. Ужас... Тем более, такая жара и, пока доберешься до библиотеки... Ужас... Вы правы... Это просто ужас»...
В таком роде. Дальше два варианта:
1. Если человек не очень скандальный, просто действительно переживает, то Ваше сочувствие поможет: он постепенно успокоится. И даже расскажет: да, такая жара, и пока-а-а добралась, и так долго ждала автобуса, и шла пешком по такой погоде. Короче, постепенно начнется нормальная беседа, и тогда Вы сможете сказать то, что раньше хотели.
2. Этот человек в принципе хочет кричать. Вообще жизнь у него/нее такая тяжелая, а библиотека — это малая часть проблем. И любой человек — это потенциальный враг. Тут уже есть немного отклонения от адекватного поведения, и тогда, сами понимаете, объяснения тоже не помогут. Тогда только кивайте, это самое безопасное.
Так сказано у царя Шломо: маанэ рах йашив хейма — «Кроткий ответ отвращает гнев» (Мишлей 15:1). Очень практичный совет, и в большинстве случаев, если только речь не идет о насилии в семье, не дай Б-г, то и единственно возможный.
С уважением, Ита Минкина
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его