Темы: Женщина, Скромность в поведении, Внешность, Скромность в одежде
Шалом, у меня вопрос к какой-нибудь рабанит по поводу внешнего вида. Дорогая и уважаемая рабанит! Я харедит, и мое ощущение, что девушки-харедийот практически не красятся (если только это не шидух). Я в своей жизни много времени провела в Израиле в религиозных районах, и поэтому есть какой-то опыт. Живя в диаспоре, я пытаюсь всеми средствами ничем не отличаться от харедимной девушки-израильтянки.
Да, на меня здесь смотрят, и при выезде из Израиля с отличным ивритом часто проблема таможни: где мой израильский паспорт и почему я его не показываю? И не хотят выпускать. Но для меня очень важно носить именно религиозную одежду из Израиля, так как в ней все правила цниюта соблюдены, и я слышала также, что после смерти на нашем духовном теле будет та одежда, которые мы носили при жизни.
Поэтому я всю одежду я покупаю в Израиле, вплоть до нижнего белья. Для меня соблюдать правила цниюта очень важно. Б-г по Своей милости одарил меня нормальной внешностью, так что мне одна харедимнаярабанит в Израиле сказала, что мне подкрашиваться нужно чуть-чуть. Я никогда практически не красилась, только на шидух и очень мало.
Но дело в том, что я стала замечать на своем лице мелкие морщинки, которых, впрочем, не видно. Но я-то их вижу и чувствую себя некомфортно. Я хочу начать немного краситься. Есть ли у вас какие-то советы — краситься так, чтоб было видно, что я харедит? Я знаю, что девушки из других направлений красятся очень ярко, и я так не хочу.
Ничего против этого направления не имею, но хочу, чтоб окружение видело меня той, кто я есть на самом деле, так как мой образ очень помогает мне от взглядов мужчин — нерелигиозных или религиозных, но не хареди, которые лезут обниматься, целоваться в общине. Также это помогает, когда я в Израиле и нахожусь в нерелигиозных местах. И в диаспоре мужчины относятся ко мне по-другому, и неевреи, так как видят мой образ религиозной женщины.
Как краситься в субботу? А также: как спать с тушью, нужна водостойкая тушь или нет? И еще, пожалуйста, напишите какие-то советы по поводу волос, которые нельзя утром расчесывать в субботу.
Я устала носить хвост в субботу, я хочу волосы распустить, но они просто во все стороны после сна. А я хочу выглядеть опрятной. Спасибо Вам заранее за ответ. Все ваши ответы здесь мне очень помогают. N.
Шалом, уважаемая N.
Очень рада узнать, как Вы цените цниют и как всеми силами стараетесь придерживаться правил скромности высокого уровня. И что принимаете во внимание влияние наших поступков на то, что ожидает нас в Будущем мире. Дай Вам Б-г здоровья и сил до 120 лет продвигаться духовно и, с Б-жьей помощью, подавать пример другим.
Чуть-чуть подкрашиваться — черная тушь и тени, подходящие к тону кожи, неяркая помада — разрешено. Для субботы есть масляная косметика, которая держится 24 часа. Чтобы скрыть морщинки можно пользоваться тональным кремом (накладывать до субботы).
Вы правы, волосы расчесывать с субботу нельзя, можно только приглаживать мягкой щеткой. Не принято, чтобы девушки ходили с распущенными волосами до плеч и ниже, нужно собирать их в хвостик. Если волосы короткие, можно в субботу надеть головную повязку.
Если позволите, я бы хотела затронуть тему скромности чуть глубже. Я жила в Израиле и имею представление о том, как одеваются харедим. Вне этой среды мода достаточно нескромная, что, не дай Б-г, может привести к бедам… Поэтому, как Вы и делаете, нужно остерегаться влияния окружающей среды и придерживаться всех правил, установленных мудрецами в этой области.
Правила скромности в одежде — покрывать колени, локти, плечи, не носить просвечивающей или чересчур облегающей одежды. Но одежда не должна висеть мешком, не должна болтаться, не должна быть на несколько размеров больше, «чтобы уж наверняка» не просматривалась форма тела. Такое одеяние может скрадывать, уменьшать нашу женственность, в первую очередь, ухудшать наше восприятие самой себя как женщины.
Мне известны случаи, когда мужья страдали от «чрезмерной скромности» своих жен, оттого, что у жены притупилось желание быть красивой даже тогда, когда она ДОЛЖНА быть красивой. Женщина сотворена, чтобы быть красивой. Это ее природа. Если мы пытаемся изменить свою природу, это может выйти боком, проявиться, например, в чрезмерной приверженности к чистоте и порядку, строгости, критичности или других «перекосах» — попытках заполнить образовавшуюся пустоту.
Наш выбор одежды влияет на нас духовно. Мы ощущаем себя более достойно, уместно. И, как Вы очень верно замечаете, люди начинают относиться к нам по-другому, особенно — мужчины. Но, даже когда мы одеты по правилам, мужчины, не знакомые с нашими законами, будут стараться поздороваться за руку или полезут обниматься-целоваться, если это общепринятый знак приветствия. Нам придется объяснять, и не один раз, что в соответствии с нашими религиозными убеждениями мы не пожимаем руку мужчине. Но объяснять это нужно вежливо, чтобы никого не пристыдить.
Одна из духовных опасностей — стать «ультраортодоксом» в нашем отношении к другим людям, попасться в ловушку ложной скромности, начать считать себя выше других: ведь они не одеваются так, как мы считаем правильным. Поэтому быть скромной означает: не смеяться громко, не заводить разговоры с мужчинами «просто так», не красоваться, но и не выделяться своей праведностью. Уверена, Вы понимаете, что я имею в виду.
Если что-то из сказанного здесь Вас заинтересовало, очень советую поговорить по душам со своей рабанит — местной или из Израиля. Или, если захотите, можем продолжить разговор тут.
И еще один маленький момент — насчет морщинок. Морщинки можно считать нашей нежеланной, но неминуемой участью, а можно считать неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому приглашаю Вас взглянуть на морщинки с другой стороны. Посмотрите в зеркало, в каких местах они появляются? Скорей всего в уголках рта, на щеках, вокруг глаз. Когда они заметны больше всего? Когда мы… Дополните предложение. Если мы подумали об одном и том же, значит, эти морщинки являются знаком нашей любви к миру, Творцу и всем Его творениям. И они видны больше всего именно тогда, когда мы выполняем мицву (заповедь) «вэ-аhавта лэ-рээха камоха» (Ваикра 19:18) — любить ближнего, как самого себя, дарить радость другому человеку.
Прекрасно, что Вы стараетесь жить по законам Торы и со всей серьезностью и строгостью относитесь к цниюту. Удачи Вам во всем.
С уважением, Гитель Итахова
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Неизвестные исполнители