Темы: Любовь, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Интимные отношения, Законы семейной чистоты, Нида, Лея Трахтенберг, Забота о себе
Здравствуйте. Попыталась найти ответ на вопрос среди имеющихся на сайте материалов, но, возможно, использовала неправильные ключевые слова. Если ответ уже был, поделитесь, пожалуйста, ссылкой, если это возможно.
Перед началом и во время периода нида мое психологическое состояние максимально тревожное и агрессивное. Настроение подавленное и хочется плакать. Это очень отличается от обычного состояния, когда нет таких резких и концентрированных проявлений подобных эмоций (особенно это касается слез — я плачу очень редко, но в период ритуальной нечистоты — практически всегда).
С одной стороны, это все хорошо объяснено с медицинской точки зрения, понять это довольно просто (гормональный баланс сдвигается и как следствие меняется настроение, да и в целом происходящее в этот период — очевидный стресс для организма). Вопрос такой: хочется понять, каково духовное значение подобного состояния? Как работать с подобным настроением?
В обычное время с негативным настроением работаешь так: видишь причину эмоций и пытаешься исправить реакцию на разумную и правильную. Но в период нида причины плохого настроения нет (есть материальная причина — стресс организма, но душевной, как будто, нет).
Настроение приходит само собой (или так кажется), и не знаю, куда двигаться в развитии мысли, чтобы это настроение исправить. И нужно ли это исправлять? Ведь это могут быть заслуженные страдания — как раз из-за нечистоты и, в целом, множества неисправленных качеств. В общем, прошу помочь разобраться. Спасибо большое. N.
Уважаемая N.!
Ваш вопрос касается мировоззрения (ашкафа), но обратимся сначала к законам семейной чистоты.
По закону мы не отдаляемся от мужа, пока не проверим себя. Физиологическое и психологическое состояние женщины перед началом периода нида не требует отдаления, если проверка показывает, что женщина разрешена мужу. Т.е. симанэй гуф — признаки, известные только Вам, свидетельствующие, что скоро начнутся месячные, — сами по себе не являются препятствием для близости супругов. И, даже если у женщины уже наступает подавленное настроение, отвращение ко всему, пока не началась менструация, близость с мужем может повлиять очень хорошо. И правильно, если женщина, несмотря на свое состояние, решится на близость. Обоим супругам будет легче.
Физиологическое одиночество супругов в период нида, их отдаление друг от друга — не «оборона», а знак осторожности, оберегание себя от нарушения. Мы не переносим свою постель в другую комнату, а только раздвигаем двуспальную кровать на 40 см. Жена не противна мужу в это время, не дай Б-г, и не должна быть противна, просто необходима символика отдаления. Она дает супругам сознание, что они ничего не нарушат, и укрепляет это сознание: мы спим рядом, мы уверены в нашем супруге.
Бывает, что женщина, опасаясь нарушения, подсознательно хочет «отбиться» от мужа, а списывает такое свое поведение на предменструальное состояние. А ведь отдаление супругов не подразумевает их враждебности друг к другу, не дай Б-г, это только символика, обеспечивающая защищенность каждого из супругов от нарушения.
Далее. Когда женщина чувствует, что входит в предменструальный процесс, Галаха (еврейский Закон) рекомендует ей поступать по принципу: иша макдима рэцон баала — «жена предвосхищает желание мужа»: лучше побыть с мужем сейчас, чтобы расслабиться, почувствовать любовь и уверенность друг в друге перед расставанием на две недели. За несколько дней до начала менструации не стоит отказывать, как бы женщина себя не чувствовала.
Вместо того чтобы отталкивать мужа и страдать, — расслабиться. Если женщина мудра сердцем, она знает, что мужу тяжело выдержать две недели, и, даже если ей в данный момент неприятно, она «предвосхищает желание мужа» — «пристает» к нему. Это говорит ему о ее любви. И, когда муж удовлетворен, женщине самой хорошо, ее состояние и настроение улучшается, ей не надо «отбиваться».
Вы пишете: «ведь это могут быть заслуженные страдания как раз из-за нечистоты и, в целом, множества неисправленных качеств».
По Каббале, действительно, неоплодотворенная яйцеклетка как бы «накапливает отрицательные эмоции», и в ее выведении есть аспект капарат авонот (искупления грехов). Поэтому мы погружаемся в микву, которая очищает от последствий неправильных действий и мыслей.
Но по Галахе сфира — а-икар: главное — отсчет дней до окунания в микву, духовный подъем в этот период и возбуждение у себя желания сближения с мужем. Погружение — с одной стороны, очищение, с другой — снимает преграду близости. В это время молитвы женщины принимаются по-особому. Основа — отсчет, стремление к близости, а искупление — не главное.
В иудаизме искупление — только один из моментов, но цель всего периода совершенно иная — пробудить в себе желание к мужу и считать дни до воссоединения с ним, а миква — снимает преграду. Поэтому так важно «очистить хацицот» — преграды, препятствия на пути воды, в том числе, духовные, снять проблемы, обиды, которые возникли в предыдущий период. И необходим тикун — работа над собой, чтобы «снять» накопившуюся злобу и раздражение, вернуться к мужу чистой.
Таким образом, «искупающие» страдания не могут быть в центре. Наши поступки и мысли влияют на наше состояние, но страдания — не самоцель, цель — подъем. Галаха оказывает жене и мужу доверие. Главное даже не проверки, а счет, «самоподготовка» к близости, разбудить в себе любовь, пиюс — «умиротворение».
А в период нида можно пробуждать в себе любовь к мужу, делая для него что-то приятное, например, готовить то, что ему нравится.
Если у Вас есть какие-то конкретные вопросы, пишите, постараемся ответить то, что подойдет для Вас лично.
С уважением, Лея Трахтенберг
P. S.:
Возможно, Вам будет интересно прочесть ответ рава Кушнира о ПМС.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.