Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители
Мир Вам!
Ципора Харитан ответила на вопрос: «Как остановить пустые разговоры и злословие мамы, не прерывая и не обижая ее?»
Спасибо за понятный и содержательный ответ, и прошу по возможности прояснить последнее предложение ответа, а именно: как поддерживать разговор с родителями, если тема или предмет разговора противоречит принципам веры и духовным ценностям, в которых только пытаешься утвердиться и которым не без труда пытаешься следовать?
Поддерживая такой разговор, либо фальшиво лицемеришь, либо на деле отступаешься (даже если это обычное обывательское пустословие) от принципов веры. Не поддерживая такой разговор, нарушаешь заповедь почитания родителей, в глазах которых молчание и неучастие в праздном разговоре может выглядеть как высокомерное и надменное к ним отношение.
Заранее спасибо за ответ на вопрос: как поддерживать разговор с родителями? N.
Уважаемый N.,
Понятно, что существует тонкая грань, за которой можно сорваться самому и опуститься до разговора на неподходящие темы. Но, если Вы заметили, в ответе я предлагаю попробовать, насколько можно, уходить от тем, которые вызывают споры или связаны с явным нарушением Галахи (еврейского Закона).
Я не считаю, что разговор, например, о книге, фильме, выставке и т. п., который интересен Вашим родителям, может привести к духовному падению, пусть даже это не по-настоящему духовные темы. Если же речь идет об искусстве, которое само по себе отвратительно, как, например, большинство современных фильмов, Вы вполне можете сказать, что Вас отталкивает сегодняшняя вседозволенность, и прекратить разговор, не высказывая своего мнения о том, что родственники этими темами интересуются.
Что касается разговоров о бытовых делах, например, о лучшем устройстве квартиры, возможности увеличить доходы и т. д., можно их рассматривать как «праздные», то есть пустые, ведущие к снижению духовного уровня. А можно видеть в них проявление практической жилки и желания облегчить жизнь — а тогда в ней остается больше сил и времени для духовного.
Что касается пустых сплетен и обсуждения других людей, то, как было сказано в том письме, не надо в этом участвовать, но можно выслушать, сказав себе, что Вы не верите в то, что слышите.
А теперь позвольте предостеречь Вас от ошибки, которая бывает у очень многих на начальном этапе приближения к истинным духовным ценностям. У людей возникает некое внутреннее высокомерие, которое они сами не всегда замечают и почти никогда не проявляют нарочно. Но они смотрят сверху вниз на тех, кто к этим духовным ценностям не пришел. А именно такое высокомерное отношение может отвратить других от духовности — когда у них возникает ощущение, что их презирают.
Высоким духовным достижением является умение разговаривать с людьми на их уровне, то есть проявлять уважение к их интересам (если только это не что-то категорически запрещенное по Галахе, вроде азартных игр, порнографии и т. д.). Но великие раввины и праведники проявляли внимание к интересам простых людей и разговаривали с ними об этом самым серьезным и понимающим образом.
В заключение позвольте привести хасидскую историю.
К раби Меиру из Чернобыля (известный хасидский раввин, начало 19 в.) перед молитвой пришел со срочным вопросом еврей самого низкого духовного уровня, что было заметно даже по его внешнему виду и речи. После того, как посетитель вышел от раби Меира, получив ответ на свой вопрос, Ребе долго оставался у себя в комнате, не выходил на молитву.
А когда, наконец, вышел, ученики спросили его, что произошло во время утреннего визита. И Ребе ответил, что он никогда не становится на молитву, пока не придет в мыслях к тому, что любой еврей достойней его и поэтому то, что Всевышний примет его молитвы, будет особой незаслуженной им милостью (хесед), за которую ему следует быть бесконечно благодарным.
Но утренний посетитель задал вопрос о торговле свиньями (о какой-то связанной с этим денежной проблеме). После его ухода раби Меир долго не мог успокоиться, потому что говорил себе: он сам никогда не опустился бы до торговли свиньями. А поэтому он не может увидеть, в чем тот еврей достойнее его. А значит — не может молиться.
Но после долгих размышлений Ребе пришел к выводу: если бы он все-таки опустился до такого уровня, то никогда бы не посмел прийти к раввину советоваться о том, законна ли та или иная связанная с этим финансовая операция с точки зрения Галахи. А раз так, то у этого еврея все-таки есть такие духовные достоинства, которых нет у раби Меира. Осознав это, раби Меир уже мог молиться со спокойной душой.
Конечно же, когда человек только находит истины Торы, он начинает смотреть на окружающих с сожалением: «И чем они только занимаются? И о чем думают?» Но именно это — наша задача: увидеть за всем этим духовные и человеческие достоинства и проявить к ним уважение.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский