Темы: Еврейская женщина, Женщина, Психологические травмы, Мирьям Климовская, Внутренний мир
Здравствуйте, уважаемые Учителя! Может быть, я спрошу что-то странное… Я уже взрослая женщина, школа давно осталась позади. Просто в какой-то момент я вспомнила, что почти все подростковые годы меня жутко травили одноклассники. Может быть, причина была в том, что в школе училась гопота, а я была тихоней. Забитая девочка в каких-то ужасных вещах с чужого плеча — кризис был в стране, у мамы не было денег на новую одежду… Я поняла, что в этом причина того, что после школы у меня была самооценка ниже плинтуса и встречалась я, к сожалению, с мужчинами, которые ко мне не лучшим образом относились (ведь в глубине души я была уверена, что я ничего лучшего и не заслуживаю). Мама знала про это, но она не помогла мне, говорит, что тоже чувствовала беспомощность и не знала что делать. У меня же в тот момент было ощущение, что мое мнение ничего не значит. Сейчас это, конечно, все в прошлом, но возникают вопросы…
1. Где была моя свобода выбора? В смысле — получается, что никакой свободы, с кем встречаться, на самом деле-то и не было — это просто было 100%, что такая девочка, привыкшая, что ее гнобят мальчишки в школе, после школы найдет себе таких же мужчин, которые подтверждают ее низкую самооценку… Или все-таки была она — эта свобода?
2. Если мы верим, что все ле-това (к лучшему)… То зачем это со мной произошло? Хотя, наверно, второй вопрос риторический и на это никто не сможет ответить. Может быть, я в прошлой жизни сама издевалась над одноклассниками и такой тикун (исправление) был необходим — сейчас это никак не узнаешь, не узнаешь причины. Но то, что этот тяжелый период мне подпортил самооценку, а это отразилось на послешкольной, взрослой жизни — это наверняка… Но я скорее спрашиваю не о возможных причинах, а о том, какие выводы я должна сделать после этого. Ведь я же должна сделать какие-то выводы? И еще — мне кажется, что это мне до сих пор иногда мешает, я часто опасаюсь людей без реальной причины и даже обижаюсь без особого повода! М.
Дорогая М.!
Ваше письмо вызвало у меня большое сочувствие. Нелегко тащить за собой такой груз из прошлого. Если Вы чувствуете, что раны, нанесенные в прошлом, продолжают отрицательно влиять на Вашу жизнь, самооценку, отношения с людьми и т.п., то Вам стоит обратиться за помощью к профессиональному психологу. Но если сейчас Вы, в принципе, довольны своей жизнью и Вам просто хочется лучше разобраться в своем прошлом, можно попытаться ответить на некоторые вопросы.
Все пережитое нами действительно влияет на нашу дальнейшую жизнь. Но как именно и в какой мере — в этом, как правило, трудно разобраться без профессиональной помощи, да и нет в этом необходимости. Если бы нам для выполнения своей жизненной задачи надо было точно знать причины всего происходящего, вплоть до информации о прошлых воплощениях, — Творец предоставил бы нам такую возможность. Но настоящий еврейский подход требует другого. С одной стороны, человек должен тщательно проверять свои поступки. Если есть среди них какие-то нарушения, грехи — исправить их, совершить тшуву по всем правилам и от чистого сердца, не тратя время на выяснение их связи с текущими неприятностями, если она не очевидна. Но, с другой стороны, мы должны помнить, что из всего происходящего с нами мы можем извлечь пользу для своего дальнейшего роста. Какую — это уже зависит от каждого из нас. Наиболее очевидная практическая польза заключается в том, что мы можем распознать похожие проблемы у других людей (в том числе, у собственных детей) и проявить сочувствие и понимание или даже оказать этим людям реальную помощь.
Что касается свободы выбора: согласно еврейскому мировоззрению, она заключается не в возможности выбирать из чего-то или кого-то, а только в способности выбирать добро или зло, когда речь идет о наших собственных поступках и мыслях. Конечно, отношение сверстников могло повлиять на Ваше отношение к себе, но Ваш выбор, возможно, как раз и состоял в том, чтобы не поддаться этому влиянию и, несмотря на все трудности, сохранить чувство собственного достоинства. И перед таким выбором мы оказываемся каждую минуту своей жизни: стараться видеть хорошее, не давать обстоятельствам победить нас, сломить наш дух, привести к пассивности и депрессии. Это верно и в том случае, если в прошлом мы уже делали неправильный выбор. Если Вы сможете внутренне принять свое прошлое таким, как оно есть, и не мучиться вопросом, как было бы, если бы было иначе, а также помнить, что Всевышний лучше всех знает, какой именно опыт нам необходим, — Вы сможете сделать прошлый опыт, даже отрицательный, полезным для своей дальнейшей жизни.
Жизнью еврея должны руководить Тора и воля Творца. А Он хочет, чтобы мы служили Ему в радости. И даже если мы сделали что-то не так — искреннее раскаяние должно принести облегчение и желание снова подняться духовно. Конечно, очень трудно сознательно влиять на свое настроение, но Всевышний не дает нам непосильных задач. И даже маленький шаг в верном направлении сделает нашу жизнь лучше и приятнее. Желаю удачи!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его