Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Помощь родителям, Личная жизнь родителей
Здравствуйте, уважаемый консультант. У меня к вам личный вопрос. У меня начались проблемы с отцом, он нашел себе другую жену и не хочет жить с моей матерью. Я этого не воспринимаю и ругаюсь с ним. И местами очень плохо отзываюсь о его выборе. Оскорбляю его новую возможную жену. Так как считаю, что он должен жить в нашей семье, а не искать счастья на стороне. И я очень боюсь нарушить заповедь почитания родителей. Как мне общаться с ним и с его женщиной, чтоб не нарушить заповедь почитания родителей? Учитывая, что моя мама болезненно переносит его выбор. Спасибо. N.
Уважаемый N.,
Прежде всего, позвольте выразить Вам свое сочувствие. Семейная ситуация очень неприятная, и понятно, что Вы хотите ее изменить.
Но не знаю, заметили ли Вы, что я не пишу «Ваша семейная ситуация». Так как она — не Ваша. То, что происходит, — это конфликт между Вашими родителями. И когда Вы в него вмешиваетесь, Вы неизбежно нарушаете заповедь почитания родителей…
Дети не могут оценить взаимоотношения между родителями и понять по-настоящему, что могло привести к такому положению. Сын — не тот человек, который может побудить отца бросить новую возможную жену.
Всё, к чему может привести Ваше вмешательство, это — к усилению семейного конфликта. Так как Ваш отец ощущает, что против него сложилась «коалиция», а это не увеличивает его желание вернуться в семью.
То, что Вы как сын можете сделать сейчас, это — оставаться нейтральным и оказывать матери помощь, поддержку и выражать сочувствие, не обсуждая с ней ни поведение отца, ни ту женщину.
А пока отец не развелся официально и не женился на той женщине, Вы имеете полное право (а может быть, и обязанность) игнорировать ее. Но Вы не можете вмешиваться в отношения отца ни с Вашей мамой, ни с этой женщиной.
Кроме того, Вы можете и должны попросить отца, чтобы та женщина не присутствовала на ваших с ним встречах.
Но постарайтесь остаться сыном и не становитесь судьей отца… По Галахе (еврейскому Закону) позиция судьи родителей — неправильная. И наверняка так можно докатиться до очень грубых нарушений заповеди почитания родителей.
Понимаю, насколько тяжело держать нейтралитет в такой ситуации, но это — единственный путь сохранить хорошие отношения с обеими сторонами. Даже если Ваш отец официально перестанет быть мужем Вашей мамы и женится на ком-то другом, он не перестанет быть Вашим отцом. И не надо разрушать связь.
С уважением и пожеланием найти в себе силы не вмешиваться, Ципора Харитан
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?