Темы: Ортодоксальные евреи, Харедим, Любовь, Еврейская женщина, Муж и Жена, Интимные отношения, Секс, Лея Солганик, Скромность в одежде
Вопрос, наверное, к одной из уважаемых рабаниет, не к раввину. Почему в иудаизме так критично обстоят дела со взаимоотношениями между мужем и женой? Почему у нас «тепло» (хотя откуда ему взяться, если парень и девушка отродясь не знают, что тепло к противоположному полу возможно, а «выучить», что такое любить, — равно как выучить слепому, как розовый цвет выглядит…) бывает только ради зачатия? Почему слов «возбудить», «эротичность» и «сексуальность» не знают ни женихи, ни невесты, получающие адраху (а в будущем — мужья и жены?) Почему харедим себя поставили так, что, зайдя в поисках «изюминки» в ханут (магазин) нижнего белья, я получаю вопрос от знакомой продавщицы: «Так ты же датия (религиозная), зачем тебе это?» Поэтому светские чистосердечно считают, что мы 24\7 проводим во всем длинном и закрытом? Мой муж учил на адрахат хатан (подготовка жениха к супружеской жизни), что женщина снимает свой датишный халат только в темноте и перед кульминацией. Мне это лично жутко надоело и мешает! Вся эта «тайна, покрытая мраком» рушит мой шломбайт (мир в семье). Мне уже предлагали пойти к раввину. Сорри, но мое мнение, что если зубы лечит стоматолог (а не рав), то и проблемы секса должен решать специалист. Н.
Уважаемая Н.!
Очень рада, что Вы задали свой вопрос. По тому, что Вы пишете, видно, что для Вас эта тема действительно «тайна, покрытая мраком».
Для начала следует понять, что это ВАШЕ представление, связанное с серьёзным дефицитом информации, а не «критический взгляд» на факты. Предлагаю разобраться в теме основательно, а затем перейдём к конкретным ответам.
В еврейском «соблюдающем» мире существуют очень разные люди, и все они соблюдают одну Тору, выполняют одни и те же заповеди, но каждый отдельный человек «вкладывает» в каждое действие совершенно разные силы, разные мысли, разные чувства. То, что для одного еврея легко — как шевельнуть пальцем, для другого может быть невероятно трудно — словно сдвинуть скалу. Поэтому «стричь всех под одну гребенку» просто невозможно. У нас есть правило: награда даётся за приложенные усилия, она увеличивается по мере роста усилий по выполнению заповеди. Каждый шаг в преодолении сложностей строит сущность человека, возвышает его.
Есть люди, которые с молоком матери впитали соблюдение мицвот и представление об определённой структуре семьи. И есть баалей тшува (люди, вернувшиеся к Традиции), которые несут с собой определённый багаж, накопленный в «той» жизни. Не всегда такой багаж оказывается полезным, зачастую он и становится препятствием, которое надо преодолевать. Т.е. иногда приходится совершать действия, противоположные тому, что нам привычно, что приемлемо для нашего восприятия. Это сложно, всё равно что «выучить слепому, как розовый цвет выглядит», по Вашему меткому выражению, но на этот раз адресованному не «им», а «нам».
Только мы, слава Б-гу, зрячие, «зрячие разумом», и у нас есть правило: Ахарэй а-маасим нимшахим а-левавот — «За действиями тянутся сердца». Т.е. если человек, не знавший, что такое розовый цвет, будет повторять себе: «Это и есть розовый цвет», через какое-то время это знание станет частью его самого, без дополнительной «работы над собой». Так и тот, кто сознательно решился не использовать свой «багаж», поначалу должен не естественно, без душевного подъёма и даже через силу следовать новым правилам. Но со временем он естественно и с радостью будет вести себя так, как решил.
Всё это предисловие — чтобы понять: невозможно ставить на одну доску баалей тшува с их «багажом» и «коренных» религиозных евреев. И, чтобы последние не показались Вам такими далёкими и чужими, скажу, что именно такими, скорее всего, окажутся Ваши дети, которым Вы вряд ли захотите передать определённую часть «багажа», как и противоположное — «любовь только ради зачатия». Вот их и надо воспитывать в чистоте и святости — с правильным пониманием семьи. Это понимание они впитывают из обстановки в доме, родительских взаимоотношений. Любовь и тепло должны проявляться не только в постели.
Первый этап адрахи — подготовки к супружеской жизни — должен начаться дома, с детства. Проявления тепла, доброты, взаимопомощи, благодарности, уступчивости, способности прощать, отдавать и т.д. в отношениях родителей между собой — это основа строительства будущих супружеских отношений детей. Понятие «противоположный пол» ассоциируется не с «чужим», а с близким.
И когда бывшие дети, с Б-жьей помощью, становятся женихами и невестами, очень важно пройти специальную подготовку у мадриха/мадрихи, о которых имеются хорошие отзывы, рекомендации, а не у первых попавшихся.
Такие мадрихи обычно достойно преподают молодым основы взаимоотношений и любви. Но лексика, которая представляется Вам необходимой в любви, окажется здесь лишней, непонятной. Такие женихи и невесты могут замечательно научиться любить друг друга и построить любящую семью, даже не зная слова «сексуальность».
Подытожим сказанное выше: юношам и девушкам из харедимного общества требуется своя адраха. А баалей тшува просто необходимо пройти подготовку у мадриха/мадрихи, знающих специфику этого общества. Тем, кто вернулся к Традиции, не всегда возможно отказаться от своего «багажа». Надо научиться, как с ним правильно жить, чтобы не мешал. Есть и элементы, которые надо «отталкивать», не допускать их проникновения на ранних стадиях. Но главное, что необходимо, — приобрести новый «багаж» — взамен старого. Учиться и применять выученное на практике — как проявлять любовь, как доставить супругу удовольствие, что можно, а что — нет.
К сожалению, многие баалей тшува не получили подготовки, подходящей именно им. Иногда они скрывают от себя свой «багаж», надеясь забыть его, а потом, при первых трениях в семейной жизни, скрытый багаж вдруг всплывает и начинается: «Наша жизнь — без романтики, без сексуальности, и вообще это не любовь!..» Поэтому очень важно получить правильную адраху, прояснить все вопросы.
Следующий важнейший момент:
Каждая семья индивидуальна, в каждой семье складываются особые отношения любви, подходящие именно этой паре. И если им хорошо, если они счастливы, то не надо их убеждать, что их отношения — уже не в моде, а на Западе уже ночнушки другие и т.д. Каждая пара сама решает, что ей нужно, и не надо нам волноваться за тех, кому хорошо. А если светское общество обсуждает эту тему — что религиозные семьи не живут полноценной сексуальной жизнью, — не надо на это обращать внимания и искать оправдания. Обратитесь к Вашему личному вопросу и избавьтесь от «мрака» и «тайны».
Это всего лишь одна из тем, ше-а-цниют яфа лаэм («которым приличествует скромность»), т.е. не для общего обсуждения. Именно поэтому невозможно осуществить опрос знакомых и незнакомых: сколько времени они проводят «во всём длинном и закрытом», а сколько — в другом, и что у них там с кульминацией и темнотой. Просто это не тема для обсуждения. И если Вам лично эта тема интересна и важна, необходимо её прояснить — для себя!
Следует также учесть, что в религиозном обществе есть много семей с подрастающими детьми. И тогда просто сложно представить себе, что мама будет разгуливать по квартире в нескромной ночнушке — такую она может надевать в своей спальне для «кульминаций». Именно поэтому в магазинах нижнего белья, где большинство покупателей — религиозные, продают всё скромное, ведь туда заходят и девочки-подростки. А если нужна «изюминка», поищите её в другом магазине, а не у знакомой продавщицы, которой и не надо знать, что Вам понадобилось на Вашей личной территории. Пусть она Вам продаёт длинные закрытые ночные рубашки, подходящие для религиозных мам, для женщин в период нида, и не задаёт вопросов, зачем Вам нужно что-то другое.
И по поводу супружеской спальни: в разрешённый период там разрешено практически ВСЁ, кроме напрасного семяизвержения и ещё нескольких «тонкостей». И если есть действия, которые необходимы вам двоим, которые увеличивают вашу любовь друг к другу, и вы сомневаетесь, разрешены ли они, — задайте конкретный вопрос.
И очень-очень советую записаться на курсы подготовки мадрихот — именно они идеально подходят для «просто» замужних женщин, которым не хватает информации о семье, которые понимают, что адраха была не совсем удачной, а также для тех, кто просто хочет улучшить свои супружеские отношения, повысить свою квалификацию как жены.
Вам сейчас важно делать большие «вложения» и в моральную сторону любви. Физические и эмоциональные отношения супругов тесно связаны между собой. Важно прийти к физической близости без чувств обиды, разочарования, недовольства супругом, без упрёков. Настрой должен быть — только любовь, уважение, желание добра супругу. Каждое Ваше «вложение» в строительство любви строит Вас саму. А то, что мы должны преодолевать эти чувства, — предвзятое мнение светского общества о религиозных. Основанное частично на том, что у религиозных не принято демонстрировать своё супружеское счастье, ему «приличествует скромность».
То, что происходит в спальне, — «тайна, покрытая мраком» для посторонних. И такая скрытность возвышает ваши отношения, делает их не случайными, а осознанно выбранными, исключительными. Не дайте отсутствию информации стать для Вас «подножкой», разрушить Ваше семейное счастье, а используйте это «препятствие» для роста и самосовершенствования.
И о последней части Вашего письма, о том, что так делать нельзя, как Вы читали, но «у нас так живут». Объясните, пожалуйста, подробнее, я не поняла, что Вы имеете в виду.
Успехов Вам и счастья в семейной жизни!
Лея Солганик
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.