Темы: Раввин, Гиюр, Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители
Скажите, как быть, если девушка прошла гиюр, живет еврейской жизнью, а семья теперь ее не принимает и высмеивает? Если она теперь не ходит на вечеринки в пятницу вечером и не ездит с ними в субботу? Просто все работают в будни и не могут развлекаться, кроме как в выходные. Недавно она не пошла на юбилей отца в субботу, хотя ресторан был в пешей досягаемости. Дома был скандал, теперь с ней никто не разговаривает. Стоит ли ей снять отдельную квартиру и прекратить общаться с родителями и другими родственниками? N.
Уважаемая N.,
Предполагаю, что девушке, о которой Вы пишете, очень непросто. Вероятно, всё, что связано с иудаизмом и, соответственно, с ее новым образом жизни, воспринимается ее родственниками как помешательство.
Поэтому, несомненно, если она может жить отдельно, то будет меньше столкновений, а соответственно — и меньше ссор и пререканий.
А вот нужно ли ей прекращать общение с родственниками, я не берусь судить только по Вашему короткому письму. Конечно, по Галахе (еврейскому Закону) она считается совершенно новым человеком, и все ее родственные связи с неевреями по Закону прерваны.
Но та же Галаха считает, что должна сохраняться благодарность к родителям и другим родственникам. И желательно, чтобы гер, если возможно, проявлял родственные чувства и поддерживал приветливые, пусть даже отдаленные отношения с нееврейскими родственниками.
Потому что иначе это может привести даже к некой степени «хилуль а-Шем» — осквернения Имени Всевышнего. То есть может сложиться впечатление, что в результате принятия иудаизма человек перестал уважать родителей или усвоил какое-то другое недостойное поведение.
С другой стороны, если родные мешают соблюдению заповедей, отговаривают ее и проявляют враждебность, то, возможно, действительно стоит держаться от них подальше хотя бы в течение какого-то периода, пока они не привыкнут.
Но советую девушке поговорить с кем-нибудь религиозно-авторитетным, кто знает ее ситуацию в деталях и видит, как ей конкретно надо вести себя на данном этапе.
Очень важно, чтобы был раввин, с которым можно посоветоваться в острых ситуациях. И тогда ей смогут четко сказать, когда нужно отдаляться, а когда, возможно, стоит пойти навстречу родным.
Нет сомнения, что в любом случае отдельное проживание может ей пойти только на пользу. Но очень важно, чтобы она не осталась одинокой, чтобы у нее была какая-то группа поддержки: община, где ее принимают, может быть, учебное заведение для девушек на начальном уровне иудаизма, либо семья, которая «возьмет над ней шефство».
Потому что одиночество может быть очень тяжелым психологическим фактором, и иногда даже, не дай Б-г, приводит к охлаждению к иудаизму, так как цена воспринимается чересчур высокой.
Надеюсь, что девушка, о которой Вы пишете, найдет правильный для себя вариант.
С уважением и пожеланием удачи, Ципора Харитан
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
«Оцарот»
Тора является лекарством против дурного начала. Пример его использования во Второй мировой войне.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ницавим»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
В последний день своей жизни Моше продолжал говорить с собравшимися евреями.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
«Оцарот»