Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители, Методики воспитания
Шалом! Хотела бы адресовать свой вопрос уважаемой раббанит Харитан. Я очень благодарна ей за каждый ответ.
Ситуация такая: мой отец нееврей, живёт в России. Всю жизнь он работал, тянул семью. Мама не работала по состоянию здоровья. Записал меня там в еврейскую школу, хотел, чтобы мы переехали в Израиль. В итоге бабушки не дали документы и, когда я была в школе, мы не переехали. Я уехала сама после университета.
Сейчас, Барух Ашем (слава Б-гу), мы религиозная семья. У нас пятеро детей. Дети, соответственно, учатся в религиозных детских садиках и школах.
Мой папа регулярно мне пишет такие фразы: «Тем, что запрещаете гаджеты, вы обкрадываете своих детей и себя!», «Вот вы религиозные, а Моисеевы заповеди о почитании родителей не выполняете!».
Мне это очень неприятно. Насчет гаджетов я сказала, что здесь так не принято. Смешнее всего, что наши дети еще и очень маленькие: от девяти лет до года, какие гаджеты, даже если это обычная израильская семья? Я также много раз и вежливо говорила, что это наша родительская позиция. Дети в полном порядке: ходят в кружки, прыгают в резиночку, у них много друзей.
Он всё время возвращается к этой теме, обвиняет меня. У нас еще нет работающего фотоаппарата и компьютера, чтобы постоянно фотографировать детей. И не думаю, что это решит проблему, потому что он продолжит, что гаждеты мы им не даем, телевизор не смотрим.
Мне эти его реплики портят настроение почти на весь день. Ни у родителей, ни у нас нет возможности приезжать. Моя сестра живет недалеко от родителей и помогает им, но детей у нее нет, так что внуков родители не видят.
Как правильно реагировать? Заранее большое спасибо за вашу мудрость. N.
Уважаемая N.,
Скажу Вам что-то, что, возможно, прозвучит странно. Правильно — не реагировать вообще.
Все эти бесконечные разговоры о том, как отнимают у детей технологии и оставляют их «примитивными», — это подсознательный способ родителей выразить, что им тяжело принять то, что дети «хазру би-тшува» — вернулись к соблюдению Традции, изменили образ жизни.
Поэтому Вы можете доказывать до бесконечности, что дети ничего не теряют, что вы как родители имеете право воспитывать их в соответствии со своим пониманием и т.д., и т.п.
Всё это не помогает, потому что разговор не об этом. Родители подсознательно видят в вашем возвращении к Традиции отход от их воспитания и, может быть, считают, что дети их осуждают, «возносятся» над ними. И всё это родителям не дает покоя.
И доказать тут что-то абсолютно нереально, так как, повторю: проблема не в логике и не в чем-то, что Вы сделали не так, а в корне.
Поэтому при всём уважении к родителям на разговоры на эту тему остается просто не реагировать. А когда их заводят, спокойно сказать: «Папа, мы всё это уже обсуждали, и я не буду повторяться».
Пару раз Вам, конечно, выскажут, что Вы ведете себя возмутительно, не уважаете родителей и т.д. А потом станет ясно, что разговор действительено исчерпан. И вот тогда есть шанс, что он прекратится. Потому что иначе эту родительскую печаль можно будет высказывать до бесконечности.
А поэтому соберитесь с силами и не позволяйте втягивать себя в эти разговоры. Пару раз будет проявлено недовольство, а потом родители примирятся с фактом.
И помните, пожалуйста, что когда Вы отказываетесь разговаривать об этом, Вы НЕ нарушаете заповедь почитания родителей.
С уважением и пожеланием как можно скорее установить мир в семье, Ципора Харитан
N.B.:
Перед тем, как Вы скажете родителям, что вопрос исчерпан, можно послать им несколько статей на тему «развитие ребенка и компьютер». Посылаю Вам ссылку на давнюю обзорную статью на нашем сайте — «Осторожно: Интернет!» (см. «Интернет и дети»), но статей на эту тему можно найти сколько угодно, и вовсе не обязательно написанных с религиозной точки зрения. (См. также ответы «О пользе и вреде Интернета. Почему раввины против Интернета?», «У девятилетней дочери вся история просмотра на планшете заполнена порно…» и др.).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его