Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Болезни, Помощь родителям, Забота о себе
Шалом! У меня проблема с матерью. Проблема такого рода — мать действительно очень больна. У нее очень серьезный диагноз, действительно опасного внутреннего заболевания. Но на бытовом повседневном уровне — всё в порядке. Она не просто ходит, но и, где надо, может пробежаться. Не просто в состоянии чай себе заварить, но и утку с яблоками запечет. Если захочет. То есть, руки-ноги-голова на месте и действуют прекрасно.
Битуах леуми (Институт национального страхования) у нее метапелет (помощницу по уходу) забрали и правильно сделали. Так как она прекрасно в состоянии обслужить себя сама, и еще кого-нибудь. Если захочет.
Проблема в том, что как только на горизонте появляюсь я, она сразу перестает это хотеть. Она не в состоянии ни чай себе заварить, ни тапочки обуть. Меня постоянно (и пока достаточно успешно) используют как «мальчика — отгоняльщика мух». Меня это ее поведение просто взрывает изнутри.
Проблема в том, что человек я по натуре достаточно терпеливый и вечно жду, когда «совесть проснется». Потом чаша переливается, происходит взрыв — не совсем, со стороны, выглядящий адекватно, и я такому человеку ближайший столик на голову надеваю. Очень не хотелось бы до этого доводить.
Заранее спасибо за возможный совет «уделять больше внимания», но это — не наш случай. Здесь — чем больше внимания, тем только хуже. Она просто в этом случае на голову садится. Причем неважно, больна она или здорова, это — натура.
Так всегда было. Я у нее одна и, когда я у нее, бегаю, подаю тапки и ношу туда-сюда стаканы. Было бы нас 10 — она бы всем работу нашла. Чувствуя себя при этом, для ее диагноза, — неплохо, и весьма. Если ей сказать: «Надень ты свои тапочки сама» — наденет, спорить не будет. При этом будет ТАК стонать и охать, как будто ее живьем режут.
Подскажите, пожалуйста, хоть что-нибудь. Меня от этого театра одного актера тошнит уже физически. Я на самом деле боюсь за свою возможную реакцию. Не хочу ее видеть, не хочу ее слышать, не желаю носить тапки — я не собака, и мне, если что, 45 лет. Что делать? N.
Уважаемая N.,
Прекрасно понимаю, что пожилой больной человек может довести даже ангела до белого каления. Но поскольку это Ваша мама и Вы не хотите сорваться, а потом очень жалеть об этом, то давайте поймём, что происходит.
Так как у Вашей мамы кроме Вас в жизни нет никого и ничего, то ей необходимо заставить Вас заниматься ею беспрерывно. А для этого она демонстрирует полную беспомощность, зная, что Вас это раздражает, и пользуясь своей властью над Вами.
Единственный выход в такой ситуации — это как бы «оглохнуть» на её вздохи и, когда Вас попросят в следующий раз надеть тапочки, с милой и вежливой улыбкой сказать: «Я думаю, что ты можешь это сделать сама. Врач считает, что для тебя полезнее делать то, что ты можешь, самой. Это для твоего здоровья».
Если она убедится, что Вы не реагируете на вздохи и причитания, а продолжаете настаивать на том, чтобы она себя обслуживала сама, что произойдет? Как маленький ребёнок, стремящийся привлечь внимание взрослых, так и старый человек — поймёт, что «этот номер не проходит».
Не делайте того, что Вас ужасно раздражает, потому что, Вы правы, в конце концов, терпение лопнет. А мамины вздохи и причитания направлены на то, чтобы вызвать у Вас угрызения совести. Если Вы сами понимаете, что для неё здоровее обслуживать себя самой, пусть совесть Вас не мучает.
Очень многие из нас приносят себя в жертву окружающим, а потом раздражаются на них за это. Не надо. Ваша мама должна понять, что Вашему терпению есть границы, и это не обязательно должно проявиться взрывом. Достаточно спокойно настаивать на том, чтобы она делала для себя то, что может.
Конечно, это потребует от Вас массы терпения, но, с другой стороны, мама — она мама и родителей не выбирают. А вот почитать их и ухаживать за ними на старости лет приходится, да и это великая заповедь.
Поэтому если Вы понимаете, что для мамы самостоятельность лучше, то ласково, терпеливо, но очень настойчиво заставляйте её быть самостоятельной, даже если она будет выражать недовольство.
По опыту могу сказать, что это одна из самых тяжёлых заповедей. Недаром Б-г обещает за неё большую награду. И все мы тоже будем старыми бэ-эзрат а-Шем (с Б-жьей помощью), поэтому давайте воспитывать в себе снисходительность к слабости и беспомощности.
Вы пишете, что тут не идёт речь о физической беспомощности. Но мамин страх, что Вы, в конце концов, для неё что-то не сделаете, — это душевная беспомощность, из-за которой она каждый раз по новой проверяет, как Вы себя поведёте. А вот именно этого не надо позволять.
Вы пишете, что мама всегда была такой. Но теперь уже поздно её менять, поэтому измениться нужно Вам, то есть твёрдо и уверенно стоять на своём.
Желаю, чтобы Б-г дал Вам силы и терпение, а Вашей маме — здоровье.
С уважением, Ципора Харитан
N. B.:
Понимаю, что часть Ваших переживаний — оттого, что Вы разрываетесь между заповедью почитания родителей, которая как раз таки предписывает выполнять родительские просьбы, и пониманием, что в данном конкретном случае Вашей маме это во вред. Но думаю, что в такой ситуации есть необходимость отступить от буквы заповеди ради того, чтобы сохранить смысл заповеди. То есть в Вашей конкретной ситуации забота о маме — это именно сделать ее более независимой.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский