Пинхас был очень рад. После того, как он покинул родной Бельз, пришлось немало помыкаться, но теперь… Ему удалось хорошо устроиться — помещик позволил поселиться на его земле и даже открыть свое маленькое дело. Еще триста семей живут на земле этого помещика. Вообще, хоть он и нееврей, но к евреям относится вполне терпимо. Это большая редкость по нынешним временам…
Только вот случилась у этого помещика беда — сын сошел с ума. По всем врачам возил его богатый отец, но ни один не мог помочь. А Пинхас возьми да скажи (из благодарности за предоставленный кров):
— Вы поезжайте в Бельз, к нашему раву, он просто чудотворец! Он такой праведник, его Всевышний так любит, что любую просьбу исполняет! Все евреи, если что, идут к нему, просят помолиться — и помогает. Попробуйте и Вы к праведнику съездить, что Вам терять?
Сказал, а сам подумал: если помещик примет мой совет, то наверняка меня с собой возьмет. Прокачусь в роскошной карете бесплатно, повидаюсь с друзьями и родней. Когда еще выдастся такая оказия?
Так и вышло. Помещик поступил по слову еврея и отправился к раву из Бельз за спасением. Пинхаса взял с собой, конечно. Все шло хорошо до тех пор, пока Пинхас не предстал перед очами рава.
— Молиться об излечении сына помещика? — Переспросил праведник. — Я не могу это сделать. Довольно, что я утруждаю Всевышнего своими просьбами по поводу евреев. Я не могу тревожить его еще и просьбами об излечении больного из другого народа.
Мучимый нехорошими предчувствиями, передал Пинхас помещику слова рава.
— Ах, вот как? — в гневе поднялся тот с места. — Значит, ребе не готов помочь моему сыну только потому, что он из другого народа? Тогда я тоже не буду помогать другим народам. Триста еврейских семей живут на моей земле — так пусть сегодня же убираются вон! А ты, — добавил он, ткнув пальцем в Пинхаса, — возвращайся домой пешком, со мной в карете ты не поедешь! Тебя все вышесказанное, кстати, тоже касается!
Пинхас развернулся на каблуках и кинулся в комнату рава.
— Ладно, — ударил ладонью по столу ребе, — теперь, когда идет речь о изгнании трехсот еврейских семей — вполне целесообразно обратиться к Творцу! Иди к помещику, и скажи ему, что в такой-то деревне живет монах, у которого давно готово лекарство для его сына. Зовут монаха так-то и так-то. Пусть едет прямо сейчас.
Карета, запряженная четверкой лошадей, пустилась в путь по указанному адресу. Пинхаса пока что взяли с собой. Он ехал и размышлял — какое такое лекарство может быть у этого монаха, который известен как ярый антисемит? Он славился мощной и всепоглощающей ненавистью к евреям, строил им козни при любом удобном случае и страшно бранился при виде евреев, даже если это были всего лишь дети. Чем такой человек может помочь душевнобольному?
Наконец, они добрались до места и подкатили к крыльцу церкви.
Помещик, не теряя ни секунды, отправился к монаху.
— У меня болен сын. Ребе из Бельз рекомендовал мне обратиться к вам.
— Что ты сказал?! — вытаращил глаза монах. — Еврейский ребе послал тебя ко мне? Да как ты вообще посмел при мне произнести слово «еврей»?!
Монах впал в неистовство. Он кричал и бранился самыми неприличными словами, брызгал слюной и, в конце концов, залаял по-собачьи и стал кататься по полу. Короче говоря, спятил. Посмотрел на него помещик и подумал:
— Мне что, своих сумасшедших не хватает, чтобы я еще и на этого любовался?! — развернулся и пошел назад в карету. А там — о чудо! — увидел своего сына, который сидел прямо и спокойно, смотрел и разговаривал как нормальный человек!
И понял тут помещик, что безумие перешло с его сына на монаха, что это и было тем лекарством, о котором говорил рав. Вскочил он в карету и велел гнать лошадей обратно в Бельз. Ну не мог он не отблагодарить рава за такое добро!
— Какие деньги! — ужаснулся рав. — Я не возьму ни копейки! Не о чем и разговаривать! Но если вы хотите сделать доброе дело — пойдите вон к той группе молодых людей в углу. Они день и ночь учат Тору. И у них ничего нет. Хотите потратить деньги — потратьте на них.
Не теряя времени зря, помещик велел служке составить список всех, кто учился в этом доме учения. Список также включал в себя размеры их одежды и обуви. И, согласно этому списку, приобрел костюмы, ботинки, теплые пальто и шляпы для всех, кто изучал Тору в этом бейт мидраше. Сумма получилась внушительная, но она не вполне соответствовала (на взгляд помещика) величине благодеяния.
Поэтому тот помещик всю жизнь покровительствовал евреям и заботился о них…
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ