Темы: Оцарот
«А Я спрячу лицо Свое в тот день» (31:18). Машгиах из Лейквуда, раби Натан Вехтфойгл, рассказал, что как-то раз наткнулся на группу играющих детей. Он подошел к ним и спросил, что это за игра у них. Дети ответили, что играют в прятки.
«Каковы же правила в этой игре?» — продолжил спрашивать машгиах. Ребята ответили, что один из них прячется, а остальные должны его искать.
«И что получается? Удается вам находить спрятавшегося?» — задал очередной вопрос машгиах.
«Да, — ответили дети, — если мы ищем и ищем, стараемся его найти, обычно нам удается, и мы обнаруживаем место, где он прячется».
Раби Натан поспешил в учебный зал ешивы, подошел к трибуне и дал целую лекцию на тему детских пряток.
Взгляните же, дорогие ученики! Нам все время говорят, что мы находимся в «сокрытии лица». Это способно ослабить нас, заставив подумать: если уж Всевышний прячется, что мы можем поделать? Каких уровней мы можем достичь?
Но если хорошенько послушаем совет детей, — сказал машгиах учащимся, — станет ясно, что нам не стоит так уж сильно бояться… Даже если Б-г скрывается от нас, мы способны искать Его, продолжать и продолжать, а в конечном итоге и найти.
Это главная задача, возложенная на нас в эти дни в завершение изгнания, — отметил машгиах Лейквуда, — Не надо бояться сокрытия лица. Нужно лишь постараться привести себя в состояние его раскрытия или, как это называется у мудрецов, «свечения лица».
Кто ищет Всевышнего, тот находит Его!
Даже дети знают, что когда один из друзей прячется, нужно искать его и найти. Верно, невозможно игнорировать тот факт, что народ Израиля в целом пребывает в ужасном состоянии сокрытия. Но когда говорят о внутренней духовной работе каждого еврея по отдельности, не нужно отчаиваться и примиряться с этим состоянием.
Нельзя нам останавливаться в служении Б-гу, объясняя это тем, что существует сокрытие. Цель творения состоит в том, чтобы познание Б-га открылось и воссияло небывалым светом, как это обещано к концу дней: «И откроется слава Б-жья, и увидит всякая плоть вместе, что уста Б-га изрекли это» (Ишайя 40:5). Но пока мы этого не удостоились, Б-г скрывается от нас.
Однако, Он присутствует в каждом месте. Он прячет Себя, но кто хочет, тот видит Его и различает намеки, которые Он нам посылает.
То же самое было с Йосефом и его братьями. Когда они прибыли в царский дом, Йосеф дал им много намеков, благодаря которым они могли ясно распознать и увидеть, что стоящий перед ними властитель — это сам Йосеф. Но они не узнали его.
Йосеф показал им, что ему знаком порядок рождения братьев и многие другие их признаки, как это приводится в Мидрашах. Однако, они не узнали его, поскольку пребывали в сокрытии из-за раскола, который все еще оставался между ними. Но едва они внезапно сообразили, что перед ними Йосеф — что написано далее? «И не могли братья ответить ему, ибо испугались перед ним» (Берешит 45:3).
Испугались, так как вдруг осознали плотную мглу, которая закрывала им глаза, так что они даже не видели Йосефа. Вначале они думали, что дело в тут в неком бокале и колдуне-гадателе. Но вдруг они испугались и встревожились. Как же им не пришло на ум, что это Йосеф? После всех намеков, что он посылал им…
Мудрецы говорят, что то же самое произойдет в будущем. Об этом сказано: «Горе нам в день суда, горе нам в день порицания!» — когда все мы откроем, что даже в дни наибольшего сокрытия Всевышний стоял рядом с нами и посылал намеки, что Он здесь. Это были яркие и заметные намеки, но мы не улавливали их.
Мы думали, что имеем дело с кем-то из людей, что это словно переводчик между Йосефом и его братьями. Нам и в голову не приходило, что сам Всевышний действовал и совершал все эти вещи, находясь так близко к нам.
Каждый может создать для себя состояние свечения лица и жить в этом свечении. Мы способны обратить все сокрытия — от наибольшего до самого малого — в настоящий свет с помощью размышления. Именно в момент ужасного сокрытия мы можем укрыться под крыльями Творца.
Самые тяжелые состояния можно обратить в предпосылки для появления света, в красочный фон, поддерживающий души. Это значит, что даже если человек думает, что в состоянии, куда он попал, уже нет никакой надежды — даже тогда, а может быть, именно тогда ему заповедано укрепиться и раскрыть свет — свечение, посылаемое ему с Небес в этот момент.
Именно те дни, когда человек страдает и проходит тяжелые испытания, наиболее важны и святы для Б-га. Его любовь к тому, кто переживает это, усиливается еще больше (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский