«Соберите весь народ, мужчин, женщин и детей» (31:12). Рабби Эльазар Бен-Азарья задается вопросом: цель такого сбора — обучение народа Торе. Мужчины и женщины учились, а вот чем занимались дети? Ответ: именно благодаря детям, которых они приводили, родители удостаивались заслуг за правильное воспитание. В Талмуде также рассказывает о том, как практически проходило упомянутое в Торе мероприятие. Около 17 миллионов человек посещали Иерусалим во время праздника. Все они должны были подняться на Храмовую гору, чтобы услышать публичное чтение Торы.
Рабби Йосеф Хаим, известный как «Бен иш хай», по субботам выступал перед евреями Багдада. В гигантском зале синагоги около 4000 человек слушали — и слышали! — выступления раввина. После смерти раввина его пост занял сын рабби Ицхак. И в первую же субботу присутствующие пожаловались: «Мы не слышим!»
Прихожане впервые поняли, что происходившее с покойным раввином было чудом. Всевышний сделал так, что каждое слово его выступления было слышно.
Итак, чтобы успешно выступить перед 4000 посетителями синагоги, требуется чудо. А как же пресловутые 17 миллионов евреев на Храмовой горе могли воспринимать на слух каждое слово из Торы? Тем более, если рядом канючит, плачет, просит пить и есть, а также дергает за полы костюма свой собственный ребенок? Почему Тора не повелела оставить детей дома?
Ответ — чтобы у родителей были дополнительные заслуги. Автор книги «Хохма у-мусар», известный, как Дедушка из Кельма, говорил: главная награда родителей — образование их детей. Нахождение на Храмовой горе во время чтения Торы оставляло неизгладимый отпечаток в сердцах юных слушателей.
Да, дети любят баловаться и проказничать. Но нахождение в святом месте оказывает на их души мощнейший эффект.
О рабби Иегошуа в Талмуде сказано следующее: «Сказал [его учитель] рабби Йоханан бен-Закай: счастлива мать, родившая его». Раввин не даром упоминает именно мать рабби Иегошуа. Известно, что она ставила люльку с младенцем возле синагоги, чтобы малыш с самого раннего возраста прислушивался к словам Торы (см. Иерусалимский Талмуд, трактат «Йевамот» 9—6).
Как-то раз к рабби Аврааму Карелицу, известному как Хазон Иш, пришла воспитательница религиозного детского сада. Она рассказала, что ей предложили подработку в другом детском саду, но нерелигиозном. «Они поставили жесткое условие, — пожаловалась женщина, — никакой “религиозной пропаганды”, ни чтения благословений перед едой, ни омовения рук, ни-че-го!»
Хазон Иш поинтересовался: «А какие-нибудь ограничения на то, чем украшать стены, у вас есть?» — «Нет, — сказала женщина, — про стены мне ничего не говорили». — «Отлично, — улыбнулся Хазон Иш. — повесьте портреты известных праведников. Не только слова, но и изображения влияют на детскую душу. И даже не только изображения, а и сам факт посещения синагоги, звуки шофара, пляски со свитком Торы, исполнение заповеди о лулаве…»
Да, дети не всегда послушны. Они могут резвиться, мешать родителям, бегать и канючить. Но именно нахождение в религиозной среде позволяет взрастить в их сердцах Б-гобоязненность и последующую верность заповедям Торы. На радость отцу и матери.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?