Темы: Недельная глава, Ницавим, Ваелех, Оцарот
«И оставят они Меня, и Я скрою лицо Мое от них, и будут они едой» (Ницавим, 31:17)
Что означает «и будут они едой?» Объяснение — их ограбят враги, да смилуется Г-сподь. Явится объедающий их враг. Но гаон, раби Залман Сороцкин, благословенна память праведника, толковал по-другому: когда человек исполняет Волю В-здесущего, у его жизни есть цель и предназначение. Он поднимается в Торе, очищает качества, добавляет исполнение заповедей. Поднимается со ступени на ступень по лестнице, стоящей на земле, и вершиной достигающей небес на веки вечные. Но когда человек отрывается от Творца, Творец отходит от человека. А если так, то какая цель у него в жизни? «И будет едой», и больше ничего.
Однажды некто восхитился французской культурой: «Это народ, у которого есть четыреста сортов сыра»… Не то что мы пренебрегаем, халила, четырьмя сотнями сортов сыра. Гмара (Трактат Недарим, 50) рассказывает о суде Торы, куда двое пришли к раби Иеуде Анаси: один пообещал другу, что научит его готовить тысячу видов компотов, но научил его лишь восьмистам видам… И святой раби был удивлен. Чему? Сказал он: «Смотрите, сколько вкусов есть в плодах Творца благословенного».
Любая еда, любой сорт сыра, могут быть причиной для осознания благ данных нам Ашемом. «Чтобы не было недостатка в Его мире» (Трактат Брахот, 43 ) , и в будущем человек предстанет перед судом за каждый вид плода, который он не попробовал (Талмуд Иерушальми, конец трактата Кидушин ) , ведь для кого Он все сотворил, если не для нас?! И для чего Он его сотворил, если не для того, чтобы благодарили за это Творца благословенного?!
Но измерять так культуру…
Как потрясают слова Рамбама (В восьми частях, 85 ) , что тот, кто ест пищу только из-за того, что она вкусная, «такой человек и животное для меня одинаковы».
Пища, в своей основе, это топливо. Топливо позволяет машине ехать, но кто тот глупец, сказавший, что машина создана, чтобы потреблять бензин? Машина создана, чтобы ехать. Ясно ли ей направление, продвигается ли она к цели? Сказал рабейну Йосеф Хаим, благословенна память праведника: праведники — это те, кто «ищет Ашема», в духовности они хотят подняться все выше и выше, а в материальном «нет у них недостатка ни в чем», присуще им качество удовлетворенности и не бегут они за богатством. Несчастны люди, перевернувшие порядок, довольны они своей долей в духовности, а в отношении материальных приобретений их съедает зависть.
Пример, на что это похоже . На человека, у которого была деревянная лестница, ступени которой вели на крышу.
Позвал он своего слугу и велел ему убрать ступени, чтобы невозможно было забраться на крышу. Слуга был глупцом. Что сделал? Поднимался по лестнице и убирал ступени, которые были ниже. Так он убрал все ступени, одну за другой, пока не взобрался на крышу. Но, ой, ой, ой — он не мог слезть. Кричал и орал, а все домашние собрались и смеялись его глупости: «самый глупый в мире, — сказали они ему, — не так убирают ступени. Ты должен был убирать их, спускаясь по лестнице вниз!»
С трудом взобрались они на крышу и спустили его оттуда на веревках.
Выучил глупец урок . Назавтра, когда сказал ему хозяин, что есть лестница, ведущая в глубокий колодец и нужно убрать и ее ступени, он уже знал, как это делают! Начал он спускаться по лестнице и убирать за собой ступени. В конце концов, добрался он до дна колодца и убрал с радостью последнюю ступень — но, ой, ой, ой, не мог теперь подняться.
Опять начал кричать и взывать, и опять собрались люди посмеяться над его глупостью.
Возмутился он: «Ведь вы сами сказали мне, что так нужно делать! А теперь вы хотите посмеяться надо мной»! Сказали ему: «Глупец, все хорошо на своем месте! В лестнице, ведущей на крышу, убирают ступени от верха, а в лестнице, ведущей в колодец, убирают ступени от низа».
Так и здесь, Знает мудрец в любом деле, как подобает вести себя. В духовности жаждать подниматься все выше и выше. А в будничном — руководствоваться качеством удовлетворенности и радоваться своей доле. Как толковали написанное: «Выше небес и ниже земли». В духовных вопросах надо смотреть на тех, кто достиг большего, и стремиться к их достижениям. Как сказано «зависть ученых увеличивает мудрость». А в вопросах земных нужно утешаться тем, что есть те, кто имеет меньше тебя, и ты должен радоваться своей доле. (Авотейну сипру лану, Од Йосеф хай )
Знай, перед Кем ты стоишь
«Вы стоите сегодня все перед Г-сподом Б-гом вашим» (Ницавим , 29:9)
В святых книгах приведено мнение святой книги «Зоар»,что слово «сегодня» намекает на Рош ашана, судьбоносный день, определяющий события всего года. Сегодня стоят и дрожат перед грозным судом. И предостерегает написанное: «Вы стоите сегодня все перед Г-сподом Б-гом вашим». Что имеется в виду? Приведем пример на эту тему.
История о человеке, содержавшем незаконное казино .
Правитель города знал об этом, но пока все делалось скрытно, смотрел на дело сквозь пальцы. Однажды в городе проводилась ярмарка, и торговцы стекались туда из далёка и из близка, чтобы установить там прилавки и продать свой товар. Как обычно на таких ярмарках, там был прилавок с разноцветными игрушками, бросающимися в глаза. Позвал правитель к себе владельца казино и предостерег: «Берегись, не ставь свой прилавок на этой ярмарке».
Возмутился тот и сказал: «Чем я отличаюсь от прилавков со всякими пустяками и игрушками, торгующими на ярмарке без всяких помех?»
Объяснил правитель: «Нет ничего плохого, если человек развлечется за грош или купит своим детям мелочи. Эти прилавки разнообразят ярмарку и представляют его неотъемлемую часть. Но азартные игры привлекают приходящих и соблазняют растратить на них все деньги, разоряют людей и делают несчастными семьи. Поэтому я ни за что не соглашусь на это! Ярмарка должна быть местом радости, а не грусти!»
Но владелец казино горел желанием развернуть свою деятельность именно на ярмарке! Ибо атмосфера легкомысленности вытягивает деньги. И он хотел направить эти деньги себе… И, хотя, знал он, что правитель может оштрафовать его на большую сумму и даже посадить в тюрьму, поставил свой прилавок на ярмарке.
Ярмарка открылась в большой суматохе, и правитель пришел взглянуть на нее. Вдруг его внимание привлекли толпившиеся люди, и он остановился, пораженный: множество людей собралось вокруг стола с азартными играми, а его владелец лихорадочно сгребал огромные суммы денег.
С трудом подавил правитель свой гнев. Подошел он к столу и спросил сдержанно: «Разве ты забыл мое предупреждение?»
Извинился владелец азартных игр: «А я и не знал, что будет проверка»… Ой, горе такому извинению. Тем временем там столпились люди, чтобы посмотреть, чем кончится конфликт. Увидел их владелец азартных игр, и глаза его засверкали: «Господа, почему вы стоите без дела? Подходите, кладите динар на любой номер, какой хотите, может, улыбнется вам счастье!»
А правитель стоит и смотрит…
Этого он уже не мог стерпеть, нельзя ему было воздерживаться. Тотчас приказал полицейским снести прилавок, конфисковать все деньги и отвести этого человека в тюрьму…
А мы, разве мы не похожи на того нахала . Не только не слушаем повелений Ашема, но делаем это в Его присутствии, перед Его глазами, смотрящими на нас. Как сказал царь Давид: «Куда уйду я от духа Твоего, от лица Твоего куда убегу. Поднимусь ли на небеса, там Ты. Лягу ли в преисподней, вот Ты» (Теилим, 139:7,8 ) . И сказано: «Спрячется человек в месте тайном, а Я не увижу его?» (Ирмияу, 23:24 ) .
И в этом мы исповедуемся в дни слихот (молитв о прощении): «Милосердный и Милостивый, согрешили мы перед Тобой . Смилуйся над нами и спаси нас». Укореняем мы в нашем сознании, что стоим перед Ашемом, и что грешим тоже перед Ним!
Осознание этого усиливается во много раз в Рош ашана, «день памяти», как сказано о нем в Гмаре (Трактат Рош ашана, 26 ) , что во время трубления в шофар пусть видит себя человек как бы стоящим в Храме, в Святая святых перед Ашемом. Только этого осознания достаточно, чтобы пробудиться для тшувы.
Как бы мы страшились, если бы нас позвали предстать перед праведником, обладающим святым духом, который видел бы все наши дела. «Вы стоите сегодня все перед Г-сподом Б-гом вашим» — сколько нужно готовиться нам для этого. Приведем краткое изложение выступления гаона, раби Хаима из Воложина, благословенна память праведника, к Рош ашана, конспект, который сделал рав Деслер, благословенна память праведника.
Говорящий с царем, будет дрожать от страха — тем более, если он должен просить его о чем-то, — тем более, если он согрешил, а царь знает это — и тем более, если он украл что-то из сокровищ царя — и тем более, если царь назначил его главным над сокровищами — и тем более, если он изменил и передал украденные сокровища ненавистникам царя — и тем более, что этим он усилил ненавистников — только подумать об этом — ведь «не открыть мне рта и не осмелиться поднять голову» (Вечерняя молитва в Йом акипурим). Дрожь охватывает нас — и она ставится нам в заслугу! Как сказал гаон, раби Исраэль из Салант, благословенна память праведника («Ор Исраэль», письмо 7 ) , что страх перед судом — средство быть оправданным на нем. (Мааян ашавуа )
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский