Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вести за собой способен лишь тот, кто умеет себя вести, не даёт волю эмоциям, не идёт у них на поводу»Рав Ноах Орловек

Этот отрывок целиком говорит о будущем. Его пророчества не исполнились ни во времена Первого Храма, ни во времена Второго. В нем — наше утешение и наша надежда, и он — лекарство от всех наших скорбей. И поскольку в этом — основа и краеугольный камень всей Торы, Моше счел необходимым, перечислив условия союза с Б-гом и те клятвы, которые евреи приняли на себя, рассказать евреям об этом, чтобы они не впадали в отчаяние и не думали, что, раз согрешив против Б-га, они окончательно потеряли надежду. Ведь кто может сказать про себя, что ни разу не согрешил? Куда он спрячет свой позор и что он сможет поделать, если Б-г решит наказать его всеми этими проклятиями? Поэтому Моше сообщает здесь евреям, что даже после греха у них есть возможность исправиться, что в Торе заложено средство, которое в силах спасти их от смерти, вызванной проклятиями, и от наказания, и это — раскаяние.

Об этом стих говорит: «И будет, когда придут на тебя…» То есть, смысл и суть раскаяния станут ясны тебе лишь после того, как ты запечатлеешь в своей душе и прочувствуешь всем сердцем, что человек в этом мире — лишь гость, ночующий каждый раз в случайном месте, и что он путешествует от дня рождения ко дню смерти. Царь Давид сказал об этом (1 Мелахим 2:2): «Я иду путем всей земли».

Это путешествие определяется тремя вещами: откуда оно началось, чем закончится и по какому пути проходит. Началось оно со зловонной капли, его конечный пункт — привязанность к Царю мира и пребывание в Его царском дворце вместе с великими людьми прошлого. А путь, по которому оно проходит, — это все те средства и способы, которые можно использовать для того, чтобы успешно пройти путь и достичь его желанного конца, где путника ожидает отдых. И так как вся суть человека — это путь, и в дороге он пребывает постоянно, Писание, говоря о праведниках, постоянно употребляет метафору пути. О Ханохе сказано: «И ходил Ханох с Б-гом». О Ноахе: «С Б-гом ходил Ноах». Аврааму Б-г говорит: «Ходи передо Мной и будь непорочным». Яаков говорит о Б-ге: «…Перед Которым ходили мои отцы». Итро говорит Моше: «…И расскажешь ты им о пути, по которому они пойдут». И сам Моше наказывает евреям: «И будешь ты ходить по Его путям». Ведь вся деятельность человека — это путь, которым он проходит. Он бывает верным, и тогда это — путь прямых и праведных: «Ибо прямы пути Б-га, и праведники идут по ним», «Ибо знает Б-г путь праведников». И о них сказано: «Счастливы придерживающиеся непорочного пути, идущие в Торе Б-га». Но этот путь может быть и ошибочным, и о нем сказано (Теилим 1): «А путь злодеев пропадет», — и (Ошеа 14): «…А преступники споткнутся на них». Ведь идущие по верному пути приближаются к царскому дворцу и к встрече с Царем. А если человек сбился с пути разума, с ним случится то же, что и с обычным заблудившимся путником. Он, в конце концов, повернется спиной к цели своего путешествия и, чем дольше будет идти, тем дальше окажется от нее. Так и человек, повернувшийся спиной к дворцу своего Царя и Г-спода, будет с каждым днем путешествия отдаляться от Него. Чем дольше живет грешник, чем больше дней и лет жизни и благоденствия будет ему даровано, тем дальше он будет от воссоединения с Б-гом: ведь он обратил к Нему спину и отдаляется от Него вместо того, чтобы приближаться! Пророк сказал об этом (Йешая 1:4): «Оставили Б-га, пренебрегли Святыней Израиля, отступили назад».

Иногда такой путник замечает, что он ошибся в выборе пути и нисколько не приближается к цели своего путешествия. Такие люди, осознав, что шли неверной дорогой и только отдалялись от желанного места, смогут сделать лишь одно: повернуть назад, оставить прежний путь и идти теперь обратно. Только так они смогут оказаться на правильном пути и, в конечном итоге, достичь цели. И людям, оставившим праведный путь и бредущим во тьме, можно посоветовать то же самое. Для них есть только одно надежное лекарство: оставить дурной путь. «Пусть оставит злодей свой путь и вернется к Б-гу», на верную и подобающую дорогу.

Это и есть суть и определение раскаяния. И об этом говорит здесь господин всех пророков: «И будет, когда придут к тебе все эти вещи: благословение и проклятие…» Другими словами, речь идет о временах, когда ты удостоишься унаследовать Землю и тебе будет дарована удача, и все блага, и почет, заключенные в благословениях Торы. (А ведь были в нашей истории времена, когда все они воплотились: и при царе Давиде, и при его сыне, царе Шломо, и в другие эпохи…) Но вместе с этими благословениями воплотятся и проклятия, и ты обнаружишь, что чрезвычайно далек от благословенного Б-га и от правды, и что все блага у тебя из-за этого отобраны. Тогда тебе останется сделать лишь то, что делают сбившиеся с пути путешественники, движущиеся не туда, куда им было нужно и следовало идти. Тебе надо будет оставить прежний путь и вместо того, чтобы отвернуться от Б-га и отдаляться от Него, начать следовать за Ним. Сделаешь так — и достигнешь Его. Моше сказал об этом так: «…И поместишь ты на свое сердце…» И даже если ты не сможешь увидеть правильного пути, ведущего к Нему, — преклони свое ухо и прислушайся, ибо Его голос постоянно взывает к тебе. «И услышишь Его голос», — говорит Моше, голос, зовущий тебя, и начнешь постоянно двигаться в направлении этого голоса, ближе и ближе, пока не дойдешь. «И вернешься ты к Б-гу, своему Г-споду», — заключает Моше.

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»