Темы: Недельная глава, Оцарот
«Не убыло ни одного из них» (Матот, 31:49)
Дни лета, большого отпуска, должны быть периодом отпуска для учителей не меньше. чем для учеников. Преданный учитель, верно исполняющий свою работу, работал сверхурочно. Готовил уроки к следующему дню, проверял тетради и контрольные работы, звонил родителям, информируя о происходящем, и беседовал с учениками. Короче, святая и ответственная работа — быть воспитателем. Поэтому учитель имеет право на отпуск. И я удивился, увидев глубокую тревогу в глазах рава Шалома, старого учителя.
«Ведь сейчас отпуск, — сказал я ему, — ты должен успокоиться и отдыхать».
Он остановился, посмотрел на меня и ответил: «Послушай, я расскажу тебе историю. У моего тестя обнаружилась болезнь почек, не про нас будет сказано. Его положили в больницу, установили строгую диету и сумели стабилизировать состояние. Через несколько месяцев его выписали с удовлетворительным самочувствием. Ему прописали строгую диету, с ограничением соли и белков. Но он не понял, насколько серьезна его болезнь. Как может повредить щепоть соли? И вообще, “будет ли есть безвкусное, несоленое?” (Иов, 6:6) Короче, через несколько недель его отвезли в больницу в безнадежном состоянии. Выяснилось, что почки совершенно перестали функционировать. Ему понадобилась искусственная почка, и вся его жизнь превратилась в кошмар. Вот и все».
Он закончил рассказ, и я выразил ему сочувствие. «Когда это случилось?» — спросил я его.
«Он умер четырнадцать лет назад».
«Минутку, почему же ты его вспомнил?»
«Ты понимаешь, — сказал рав Шалом, — я встретил одного из учеников, и к своему сожалению, увидел, как “правильная духовная диета”, целого года может пропасть за несколько недель большого отпуска. И я до сих пор потрясен».
Если мы будем честны с собой, мы ведь не чувствуем злое начало как ядовитого паука, жалящего и умерщвляющего. Но верно для нас свидетельство мудрецов, что он действительно замышляет убить нас и уничтожить совершенно (Трактат Сука, 52). Тогда почему он молчит и позволяет нам заниматься Торой и исполнением заповедей?
Каббалист, раби Йосеф Гиктилия, благословенна память праведника, объяснял это с помощью притчи:
Разбойник и убийца решил поймать в свои сети честного торговца. Оделся безработным и предложил торговцу взять себя в помощники с оплатой только за еду. Он был принят на работу и доказал свое трудолюбие и преданность. Исполнял всякую работу быстро и эффективно, брался за любое дело, выполнял все, что требовал хозяин, и завоевал сердце своего господина. Он понял принципы торговли, и с его помощью хозяин разбогател.
Тогда пришло его время.
Сказал он хозяину. Когда по твоему приказу я был в таком-то месте, то видел там товар, пользующийся большим спросом, по дорогой цене. А в другом месте я видел этот товар в изобилии по низкой цене. Послушай меня, продай все свое имущество и одолжи денег сколько можешь. Поедем и купим на все деньги дешевый товар, привезем в другое место и выиграем в десятки раз. Но храни это в тайне, чтобы другие не узнали и не опередили нас».
Послушался его торговец и продал весь свой товар, и магазин, и дом — ведь через две недели он в несколько раз увеличит свое состояние. Одолжил он деньги везде, где мог, и поехал с переодетым разбойником. А по дороге напал на него разбойник, убил и забрал все деньги.
Таково поведение злого начала, и такова наивность человека. Скрыт он в тайном месте и кажется верным помощником. Поступает человек по его совету, полагая, что выиграет от этого. И завоевывает он его доверие. И не понимает, что злое начало выжидает подходящий момент, чтобы напасть и ужалить, устранить и подставить ножку во всем. Как ядовитый паук он, плетущий паутину и терпеливо поджидающий свою жертву. Чтобы попалась, запуталась, и тогда он нанесет ей смертельный укус! Счастлив подозревающий и стоящий на страже. Счастлив, устраняющий его до того, как он устранит его, и исполняющий повеление: «Пришедшего тебя убить, опереди, и убей его»! (Авотейну сипру лану, Сефер амешалим)
Разница между богатым и бедным
«Мы перейдем первыми» (Матот, 32:32)
Гаон, раби Шимон Коэн, благословенна память праведника, судья города Баи Жерба, рассказал в своей книге «Маасе хошев» историю, урок из которой можно отнести к нашей главе.
История о бедняке, ходившего от дома к дому, от двери к двери и просящего подаяние. Грош собирался к грошу, и это давало ему возможность бедного пропитания.
Пришел он как-то на виллу одного богача. Роскошная вилла, просторная. Богач сидел на веранде, выходящей на улицу, и занимался подведением счетов.
Подошел к нему бедняк, протянул руку и позвенел монетами, чтобы привлечь внимание. Богач не был злым и бесчувственным. Наоборот, он был готов дать пожертвование щедрой рукой. Но не сейчас, не сию минуту.
«Подожди немного, — сказал он бедняку, — я подвожу сейчас баланс счетов, и нельзя мне отвлекаться, чтобы не перепутать счета».
Понравилось это бедняку. Почему бы ему тоже не подвести баланс имущества?! Сел он на углу стола, вынул все гроши, которые были у него в кармане, и начал подсчитывать…
Посмотрел на него богач: забавно, этот нищий хочет сделать, как он. Но есть небольшая разница: я считаю миллионы, а этот — гроши…
Спросил богач высокомерно и с издевкой: «Что ты считаешь: хочешь знать, сколько у тебя недостает до моего богатства?»
На лице бедняка промелькнуло рассерженное выражение, но он тут же опомнился и ответил: «Нет, нет! Этого мне не надо подсчитывать. Это я выяснил раньше и уже давно знаю!»
Проснулось любопытство богача: «Ты выяснил, какая разница между нами?»
«Да», — ответил бедняк.
«И к какому итогу ты пришел?» — забавляясь, спросил богач.
«Я пришел к выводу, что мы не так уж далеки друг от друга. Вся разница между нами составляет лишь десять золотых», — ответил бедняк.
«Глупости говоришь», — сказал богач и вернулся к своим счетам.
«Десять золотых!» — повторил бедняк, — и это вовсе не приблизительно и не предположительно. Спросил я понимающих и знающих в этом деле, и они подтвердили мои данные».
Любопытство богача усилилось. Одно из двух: или перед ним скряга, большой богач, живущий, как нищий, и ему не полагается пожертвование, или перед ним наглец, издевающийся над ним, тогда ему тоже не полагается пожертвование.
«Объясни, что ты имеешь в виду», — потребовал он.
«Пожалуйста. Я расспросил могильщика, и он сказал мне, что есть всего два вида саванов, для бедных и для богатых. Разница в их цене составляет десять золотых»…
Сказал гаон, раби Шимон Коэн, благословенна память праведника: в этом ключе нужно объяснять слова традиции, в Торе четыре раза написано слово «мы» (нахну): «все сыновья одного человека мы», «а мы что», «мы перейдем первыми», «мы преступили и бунтовали».
И свяжем их так: чем может человек гордиться перед товарищем? Мудростью, происхождением, или богатством. Но если мы вдумаемся, то увидим, что нет в этом ничего, что может пробудить гордыню. Может быть, даже наоборот.
И это: «а мы что», чем мы можем гордиться? Если мудростью, то ведь «мы преступили и бунтовали», а для согрешившего мудреца наказание больше. Если происхождением, то ведь, «Все сыновья одного человека мы», сыновья Авраама, Ицхака, Яакова. А если богатством — то ведь «мы перейдем первыми», а в конце концов будут отняты у нас красивые одежды, и ничего у нас не останется.
«… В час кончины человека не сопровождают его ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни, но только Тора и добрые дела». (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский