Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Душа человека — как пламя свечи: иногда горит ярко, иногда гаснет»Раби Нахман из Бреслава
Об опасностях большого отпуска
Копирование запрещено!

«Не убыло ни одного из них» (Матот, 31:49)

Дни лета, большого отпуска, должны быть периодом отпуска для учителей не меньше. чем для учеников. Преданный учитель, верно исполняющий свою работу, работал сверхурочно. Готовил уроки к следующему дню, проверял тетради и контрольные работы, звонил родителям, информируя о происходящем, и беседовал с учениками. Короче, святая и ответственная работа — быть воспитателем. Поэтому учитель имеет право на отпуск. И я удивился, увидев глубокую тревогу в глазах рава Шалома, старого учителя.

«Ведь сейчас отпуск, — сказал я ему, — ты должен успокоиться и отдыхать».

Он остановился, посмотрел на меня и ответил: «Послушай, я расскажу тебе историю. У моего тестя обнаружилась болезнь почек, не про нас будет сказано. Его положили в больницу, установили строгую диету и сумели стабилизировать состояние. Через несколько месяцев его выписали с удовлетворительным самочувствием. Ему прописали строгую диету, с ограничением соли и белков. Но он не понял, насколько серьезна его болезнь. Как может повредить щепоть соли? И вообще, “будет ли есть безвкусное, несоленое?” (Иов, 6:6) Короче, через несколько недель его отвезли в больницу в безнадежном состоянии. Выяснилось, что почки совершенно перестали функционировать. Ему понадобилась искусственная почка, и вся его жизнь превратилась в кошмар. Вот и все».

Он закончил рассказ, и я выразил ему сочувствие. «Когда это случилось?» — спросил я его.

«Он умер четырнадцать лет назад».

«Минутку, почему же ты его вспомнил?»

«Ты понимаешь, — сказал рав Шалом, — я встретил одного из учеников, и к своему сожалению, увидел, как “правильная духовная диета”, целого года может пропасть за несколько недель большого отпуска. И я до сих пор потрясен».

Если мы будем честны с собой, мы ведь не чувствуем злое начало как ядовитого паука, жалящего и умерщвляющего. Но верно для нас свидетельство мудрецов, что он действительно замышляет убить нас и уничтожить совершенно (Трактат Сука, 52). Тогда почему он молчит и позволяет нам заниматься Торой и исполнением заповедей?

Каббалист, раби Йосеф Гиктилия, благословенна память праведника, объяснял это с помощью притчи:

Разбойник и убийца решил поймать в свои сети честного торговца. Оделся безработным и предложил торговцу взять себя в помощники с оплатой только за еду. Он был принят на работу и доказал свое трудолюбие и преданность. Исполнял всякую работу быстро и эффективно, брался за любое дело, выполнял все, что требовал хозяин, и завоевал сердце своего господина. Он понял принципы торговли, и с его помощью хозяин разбогател.

Тогда пришло его время.

Сказал он хозяину. Когда по твоему приказу я был в таком-то месте, то видел там товар, пользующийся большим спросом, по дорогой цене. А в другом месте я видел этот товар в изобилии по низкой цене. Послушай меня, продай все свое имущество и одолжи денег сколько можешь. Поедем и купим на все деньги дешевый товар, привезем в другое место и выиграем в десятки раз. Но храни это в тайне, чтобы другие не узнали и не опередили нас».

Послушался его торговец и продал весь свой товар, и магазин, и дом — ведь через две недели он в несколько раз увеличит свое состояние. Одолжил он деньги везде, где мог, и поехал с переодетым разбойником. А по дороге напал на него разбойник, убил и забрал все деньги.

Таково поведение злого начала, и такова наивность человека. Скрыт он в тайном месте и кажется верным помощником. Поступает человек по его совету, полагая, что выиграет от этого. И завоевывает он его доверие. И не понимает, что злое начало выжидает подходящий момент, чтобы напасть и ужалить, устранить и подставить ножку во всем. Как ядовитый паук он, плетущий паутину и терпеливо поджидающий свою жертву. Чтобы попалась, запуталась, и тогда он нанесет ей смертельный укус! Счастлив подозревающий и стоящий на страже. Счастлив, устраняющий его до того, как он устранит его, и исполняющий повеление: «Пришедшего тебя убить, опереди, и убей его»! (Авотейну сипру лану, Сефер амешалим)

Разница между богатым и бедным

«Мы перейдем первыми» (Матот, 32:32)

Гаон, раби Шимон Коэн, благословенна память праведника, судья города Баи Жерба, рассказал в своей книге «Маасе хошев» историю, урок из которой можно отнести к нашей главе.

История о бедняке, ходившего от дома к дому, от двери к двери и просящего подаяние. Грош собирался к грошу, и это давало ему возможность бедного пропитания.

Пришел он как-то на виллу одного богача. Роскошная вилла, просторная. Богач сидел на веранде, выходящей на улицу, и занимался подведением счетов.

Подошел к нему бедняк, протянул руку и позвенел монетами, чтобы привлечь внимание. Богач не был злым и бесчувственным. Наоборот, он был готов дать пожертвование щедрой рукой. Но не сейчас, не сию минуту.

«Подожди немного, — сказал он бедняку, — я подвожу сейчас баланс счетов, и нельзя мне отвлекаться, чтобы не перепутать счета».

Понравилось это бедняку. Почему бы ему тоже не подвести баланс имущества?! Сел он на углу стола, вынул все гроши, которые были у него в кармане, и начал подсчитывать…

Посмотрел на него богач: забавно, этот нищий хочет сделать, как он. Но есть небольшая разница: я считаю миллионы, а этот — гроши…

Спросил богач высокомерно и с издевкой: «Что ты считаешь: хочешь знать, сколько у тебя недостает до моего богатства?»

На лице бедняка промелькнуло рассерженное выражение, но он тут же опомнился и ответил: «Нет, нет! Этого мне не надо подсчитывать. Это я выяснил раньше и уже давно знаю!»

Проснулось любопытство богача: «Ты выяснил, какая разница между нами?»

«Да», — ответил бедняк.

«И к какому итогу ты пришел?» — забавляясь, спросил богач.

«Я пришел к выводу, что мы не так уж далеки друг от друга. Вся разница между нами составляет лишь десять золотых», — ответил бедняк.

«Глупости говоришь», — сказал богач и вернулся к своим счетам.

«Десять золотых!» — повторил бедняк, — и это вовсе не приблизительно и не предположительно. Спросил я понимающих и знающих в этом деле, и они подтвердили мои данные».

Любопытство богача усилилось. Одно из двух: или перед ним скряга, большой богач, живущий, как нищий, и ему не полагается пожертвование, или перед ним наглец, издевающийся над ним, тогда ему тоже не полагается пожертвование.

«Объясни, что ты имеешь в виду», — потребовал он.

«Пожалуйста. Я расспросил могильщика, и он сказал мне, что есть всего два вида саванов, для бедных и для богатых. Разница в их цене составляет десять золотых»…

Сказал гаон, раби Шимон Коэн, благословенна память праведника: в этом ключе нужно объяснять слова традиции, в Торе четыре раза написано слово «мы» (нахну): «все сыновья одного человека мы», «а мы что», «мы перейдем первыми», «мы преступили и бунтовали».

И свяжем их так: чем может человек гордиться перед товарищем? Мудростью, происхождением, или богатством. Но если мы вдумаемся, то увидим, что нет в этом ничего, что может пробудить гордыню. Может быть, даже наоборот.

И это: «а мы что», чем мы можем гордиться? Если мудростью, то ведь «мы преступили и бунтовали», а для согрешившего мудреца наказание больше. Если происхождением, то ведь, «Все сыновья одного человека мы», сыновья Авраама, Ицхака, Яакова. А если богатством — то ведь «мы перейдем первыми», а в конце концов будут отняты у нас красивые одежды, и ничего у нас не останется.

«… В час кончины человека не сопровождают его ни серебро, ни золото, ни драгоценные камни, но только Тора и добрые дела». (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Мама видит меня монстром. Я и вправду плохой ребенок?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Если муж не хочет делать гиюр вместе со мной, надо развестись?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Уже лет пять пытаюсь найти свою вторую половинку, но пока безуспешно…

27 июня, отвечает Рика Гдалевич