«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю… между Параном и Тофэлом, и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заавом…» (Дварим 1:1). Раши комментирует: «“между Параном” — так он упрекает их за то, что они сделали в пустыне Паран из-за разведчиков[i]. “и Хацеротом” — так он сказал им: следовало вам извлечь урок из того, что сделал Я с Мирьям[ii] в Хацероте за ее злословие, но вы пошли по прежнему пути».
Из комментария Раши следует, что Моше дважды упрекал евреев за один и тот же грех. Один раз — за сам грех, а второй — за то, что не извлекли урока из истории с Мирьям. Зачем понадобилось такое двойное увещевание? Разве недостаточно было упомянуть только Паран, намекая на грех разведчиков?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
В еврейском квартале Франкфурта находилась квартира раввина города — гаона раби Натана Адлера[iii]. Он жил на верхнем этаже, рядом с его комнатой находилась маленькая синагога, где он молился со своими учениками по молитвеннику святого Ари[iv] — с сефардским произношением, с ежедневных возношением рук и т.д.
Нижний этаж принадлежал общине, которая арендовала его для организации различных торжеств.
Как-то вечером в этом зале праздновали свадьбу одного бухгалтера с франкфуртского завода. Это было вечером в четверг, когда раввин с учениками занимался в синагоге, разбирая сложные разделы Гмары. Сначала снизу просто раздавалось громкое пение, а затем послышались и непристойные шутки, оскорблявшие слух.
Раби Адлер отправил туда ученика, который впоследствии стал известен как Хатам Софер[v], — чтобы тот попросил присутствующих воздержаться от подобного поведения. Раби Моше Софер немедленно поспешил в зал, хотя хорошо представлял себе, как может отреагировать пьяное сборище.
Просьба Хатам Софера не подействовала, гости и хозяева продолжали веселиться на свой непристойный лад. Раввин велел ученику пойти к ним снова и предупредить, что дело может кончиться очень плохо… И снова раби Моше поспешил выполнить указание учителя.
На сей раз слова ученика не проигнорировали. Сам жених подошел к нему и сказал, что если тот явится еще раз, его изобьют без пощады. Ученик вернулся к раввину и сообщил об этой угрозе. Но раввин отправил его туда в третий раз…
Преданный ученик отправился выполнять поручение. Не успел он и рта раскрыть, как жених нанес ему мощный удар в лицо, затем еще и еще. Присутствующие с удовлетворением взирали на это и не даже пальцем не шевелили, чтобы выручить раби Моше.
Раби Моше поднялся к учителю, согнувшись от боли. Раввин, разумеется, всё понял и велел ученикам готовиться наложить херем[vi] на того, кто нанес столь дерзкое оскорбление Торе.
В полночь десять юношей из его бейт-мидраша (дома учения) собрались и протрубили в шофары. Один из них читал текст отлучения, а остальные с полным сосредоточением и необходимым настроем отвечали «амен».
Наступил рассвет, и празднующие разбрелись каждый своей дорогой. Пьяный жених, утомленный бессонной ночью, упал, как только вышел на улицу. Он ударился головой о металлический прут, торчавший из стены, и умер на месте. Свое наказание он получил сразу же.
Слух об этой истории распространился, и все надеялись, что после гибели незадачливого молодожена в городе воцарится покой. Кара Свыше свершилась на глазах у всех, и кто же теперь не убоится поднимать руку на мудрецов Торы?!
Но именно после этого целая группа хулиганов развернула настоящую подстрекательскую кампанию против раби Натана. Многие из них участвовали в похоронах жениха и пообещали отомстить тем, кто изучает Тору. Словно и не видели собственными глазами, как погиб их друг, поднявший руку на талмид-хахама[vii].
Гаон раби Натан Адлер говорил об этом: иногда человек совершает определенный грех, и на Небесах решают его наказать. Но если другие, даже увидев кару своими глазами, не могут выучить урок и продолжает злодействовать, то с них взыскивают Свыше не только за сами поступки, но и за отказ сделать выводы.
Здесь и ответ на наш вопрос. Приведем его так, как он сформулирован у Маараля[viii] в книге «Гур Арье».
В истории с разведчиками народ Израиля согрешил дважды. Прежде всего, принял на веру слова разведчиков, которые очерняли Страну Израиля, и отказался уповать на Б-га. Но была к евреям и другая «претензия». Ведь они уже видели, как Мирьям была наказана за «злословие» о Моше. Им следовало сделать выводы и не повторять подобный грех, не злословить о Земле Израиля. Но они выводов не сделали. (Лэламедха)
[i] См. «Грех разведчиков».
[ii] См. «Язвы цараат — наказание за злословие»
[iii] Раби Натан бар-Шимон а-Коэн Адлер (5502-5560 / 1741-1800, Франкфурт-на-Майне) — выдающийся каббалист. Единственный из выдающихся ашкеназских мудрецов молился и изучал Тору, произнося слова святого языка по-сефардски, поскольку именно так говорили в Земле Израиля. Сефардский вариант произношения перенял у посланца из Цфата раби Хаима Модаи, от которого получил каббалистическую традицию и, в частности, наследие Аризаля.
[iv] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
[v] Раби Моше бар-Шмуэль Софер (Хатам Софер; 5523-5600 /1762-1839, Германия, Венгрия) — главный раввин Пресбурга (Братиславы), один из духовных лидеров евреев Европы, одним их самых авторитетных законоучителей своего поколения. Борец с массовой ассимиляцией еврейского населения.
[vii] Знаток Торы (буквально «мудрый ученик» или «ученик мудрецов»).
[viii] Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Согласно преданию, изготовил голема (биоробота) для защиты евреев города. «Гур Арье» — комментарий Маараля на Пятикнижие, углубленно анализирующий классический комментарий Раши.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его