Мирьям (Мириам) — пророчица и праведница, жившая в период Исхода евреев из Египта. Дочь Амрама и Йохевед из колена Леви, старшая сестра пророков Моше (Моисея) и Аарона. Мирьям родилась в 2361 (1399 г. до н.э.), в годы египетского рабства, умерла в 2487 (1273 г. до н.э.) году, незадолго до вступления еврейского народа в Землю Израиля. Согласно традиции, именно благодаря заслугам Мирьям в течение всех лет странствий евреев по пустыне на каждой их стоянке бил источник воды, т.н. «колодец Мирьям», который исчез после ее смерти (см. ниже, Бемидбар 20:2).
Впервые Мирьям упоминается в Торе в рассказе о двух праведных повитухах (акушерках), которых звали Шифра и Пуа и которые нарушали приказ фараона об убийстве новорожденных младенцев мужского пола (Шмот, 1:15-18). Комментаторы объясняют, что это были Йохевед и ее дочь Мирьям.
«Шифра» образовано от ивритского слова «лешапер» — улучшать, так как Шифра ухаживала за детьми и приводила в порядок их внешний вид, а Пуа получила своё имя за то, что пела младенцам колыбельные песни. Когда фараон призвал их к ответу, они сказали, что еврейские женщины рожают, не дожидаясь их прихода. За это Вс-вышний наградил их, буквально: «сделал им дома» (Шмот, 1:21).
Раши объясняет, что от Йохевед произошли священнослужители (левиты и коэны — Аарон и Моше), а от Мирьям — цари, т.к. она вышла замуж за Калева бен Иефуне из колена Иеуды, который является родоначальником царей.
Когда фараон издал приказ об убийстве младенцев, Амрам, отец Мирьям и один из глав народа, отдалился от своей жены. Мирьям уговорила его вернуться. Мидраш говорит, что она получила пророчество о том, что у них должен родиться ребенок, который избавит евреев от египетского рабства.
Когда родился Моше, Йохевед скрывала его, а затем ей пришлось положить его в папирусную корзину и поставить в тростнике у берега реки. А Мирьям «стала … поодаль, чтобы знать, что с ним случится» (Шмот, 2:4).
Тора повествует о том, что корзинку с Моше нашла дочь фараона: «И спустилась дочь фараона …; и увидела она короб в тростнике, и увидела дитя …, и сжалилась над ним…». Но вскормила будущего пророка его родная мать: благодаря находчивости и сообразительности Мирьям, Йохевед представился шанс повлиять на воспитание Моше в самом раннем детстве: «…И сказала его сестра дочери фараона: Не пойти ли мне позвать к тебе кормилицу из жен евреев, и она выкормит тебе младенца? И сказала ей дочь фараона: Иди. И пошла девица, и позвала мать младенца» (Шмот, 2:5-9).
Комментаторы объясняют, что Моше отказывался от молока египтянок, и тогда, благодаря Мирьям, он был возвращен к собственной матери.
В следующий раз о Мирьям рассказывается в связи с чудом рассечения Красного моря.
В то время, как Моше и все мужчины пели Шират а-ям — хвалебную песнь Вс-вышнему, спасшему евреев и утопившему в море египтян, «… взяла пророчица Мирьям, сестра Аарона, тимпан в руку свою, и вышли все женщины вслед за нею с тимпанами и в танцах. И возгласила им Мирьям: Пойте Г-споду, ибо Он превозвышен, коня и всадника его вверг Он в море» (Шмот, 15:20-21).
Почему Мирьям названа здесь только «сестрой Аарона?» Одно из объяснений, приводимых Раши, состоит в том, что она пророчествовала до рождения Моше, когда Аарон был еще ее единственным братом.
В Мидрашах говорится, что пророчеством была также сама Песнь, которую Мирьям получила в пророческом откровении. Мирьям пела те же слова, что Моше, и одновременно с ним.
После Дарования Торы, благодаря исключительно высокому уровню пророчества, Моше не мог больше жить со своей женой Ципорой. Это оставалось неизвестным — даже для Мирьям и Аарона.
Приблизительно через год Мирьям узнала об этом. Каким образом? В Мидраше есть два варианта:
Мирьям не могла понять это поведение: ведь даже праотцы, которые достигли высочайшего уровня пророчества, не перестали вести нормальный образ жизни. Этими соображениями она поделилась с Ароном. Арон ей поверил и тоже начал осуждать Моше-рабейну.
Тогда Вс-вышний показал Мирьям и Арону, в чем разница между пророческим уровнем Моше и всеми остальными пророками, включая их самих. И, как заключает Тора, «воспылал гнев Б-га на них… Облако отошло от шатра, и вот — Мирьям покрыта цараат (проказой), как снегом» (Бемидбар, 12:9-10).
Для очищения от цараат (или «мецоры») — специального наказания, полагавшегося в те времена за лашон а-ра (злоязычие) — «была заключена Мирьям за пределами стана семь дней, и народ не выступил в путь, пока не была принята (в стан) Мирьям» (Бемидбар, 12:15). Раши объясняет, что весь народ ждал ее за то, что она задержалась ради Моше, когда он, будучи младенцем, был опущен в реку.
Благодаря заслугам Мирьям, в течение всех лет странствий по пустыне евреев сопровождал чудесный колодец, который перемещался вместе с ними (связь источника воды с Мирьям подтверждается тем, что он исчез сразу после ее смерти — Бемидбар, 20:2).
Он представлял собой осколок скалы круглой формы, напоминающий небольшое сито, который во время переходов самостоятельно «катился» вместе со станом. В Талмуде(Шабат 35а) он назван «передвижным» источником.
На месте стоянки, после того как левиты возводили перегородки двора Мишкана (Переносного Храма), колодец занимал свое место во дворе, прямо у входа (сам Мишкан располагался в центре стана на возвышении — см. первые главы книги Бемидбар).
Двенадцать глав колен собирались вокруг него для воспевания Шират а-Бээр — «Песни колодца», особой хвалебной песни Всевышнему, (см. Бемидбар, 21:17-20), и каждый делал пометку посохом на песке, чтобы впоследствии вода дошла до территории его колена. После этого начинала бить мощная струя воды, превращающаяся в полноводный ручей. Он выходил из двора Мишкана и опоясывал его вокруг. Рукава, ответвлявшиеся от него, пронизывали весь стан, разделяя его на двенадцать участков (для каждого колена) — и в конечном итоге окружали лагерь широкой рекой. Для того, чтобы навестить близких и друзей из соседнего колена, приходилось перемещаться на лодках. В этих водоемах водилась рыба, а берега были покрыты самой разнообразной растительностью (Тосефта Сука 3:11, Бемидбар Рабба гл. Бемидбар 1, гл.Хукат 19, и др.).
Когда умерла Мирьям, источник исчез — так все поняли, что он существовал благодаря ее праведности. Однако он был вскоре восстановлен из-за заслуг Моше.
Как известно из Устной Торы, Мирьям, как и Моше и Аарон, умерла легкой смертью — от «поцелуя Вс-вышнего».
Ее сыном был Хур, помогавший Моше в борьбе с Амалеком и убитый за то, что он отказался делать Золотого тельца. Другим известным потомком Мирьям был ее правнук, внук Хура Бецалель — создатель Мишкана и его священной утвари.