«Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля… А с вами должно быть по одному человеку для каждого колена… глава он отчего дома своего. Для (колена) Иссахара — Нетанэль, сын Цуара; для Зевулуна — Элиав, сын Хейлона» (Бемидбар 1:2-9).
Мы видим, что в нашей недельной главе колено Иссахара всё время упоминается раньше колена Зевулуна: и среди имен вождей, и при исчислении народа, и при описании расположения станов с их знаменами. А в главе Ваехи, когда Яаков благословляет сыновей, Зевулун упомянут раньше Иссахара. Как и в главе Вэ-Зот а-Браха, в благословениях Моше. Почему?
Понять это нам поможет следующая история.
Гаон раби Хаим из Воложина[i] советовал своим ученикам заключать договоры «Иссахара и Зевулуна»[ii], по которым меценаты, поддерживающие изучающих Тору, получат половину их награды Свыше за учебу.
Его спросили, не получится ли здесь «изучения Торы ради награды». Ответ был: всё как раз наоборот — если кто-то не хочет заключать такой договор, значит, он учится ради награды Свыше (которой ни с кем не намерен делиться). Тот же, кто учится во Имя Небес, может отдать часть награды другому, если благодаря этому сможет еще больше трудиться ради Всевышнего.
Раби Исраэль из Саланта[iii] рассказывал, что в дни его юности жили в его городе два брата. Первый был богатым торговцем, а второй — бедным знатоком Торы. В течение многих лет богатый брат поддерживал бедного, снабжая его всем необходимым. Но однажды заявил, что дальше так нельзя: он готов продолжать поддерживать своего ученого брата, только если тот поделится с ним наградой, ожидающей его в Будущем мире за изучение Торы.
Бедный брат, удивленный таким заявлением, не знал, как лучше поступить. Он решил подождать с ответом, пока не посоветуется со своим учителем раби Хаимом. Ответ раби Хаима был таким: «Скажи своему брату, что в любом случае — поделишься ты наградой или нет — у него уже есть огромная награда на Небесах». Однако если брат будет настаивать, нужно принять его требование и разделить с ним награду.
После этого раби Хаим добавил: «Скажи брату, что заслугу изучения Торы он может с тобой разделить, но есть особая заслуга — изучать ее в нужде, а этого он с тобой никогда не разделит. Такая заслуга принадлежит только самим изучающим Тору и никому другому».
Из этого следует: материально поддерживать изучение Торы и знатоков Торы — великая заслуга. Это то, что позволяет им продолжать учебу. Но в конечном счете сам ученик еще дороже Всевышнему, чем тот, кто его поддерживает: ведь кроме заслуги изучения Торы у него есть особая заслуга — учиться в нужде и бедности…
Теперь в объяснении Адмора из Скулян[iv] мы найдем ответ на свой вопрос. Раши[v] в комментарии к главе Вэ-Зот а-Браха (Дварим 33:18) пишет: «“…Радуйся, Зевулун, выходу твоему, а Иссахар — в шатрах твоих” — Зевулун и Иссахар заключили сделку. Зевулун живет у моря и ведет морскую торговлю. Он зарабатывает сам и дает пропитание Иссахару, чтобы тот мог изучать Тору. Поэтому Зевулун упомянут перед Иссахаром — ведь то, что Иссахар изучает Тору, становится возможным благодаря Зевулуну».
Отсюда можно сделать вывод: когда речь идет о благословении, то Зевулун упоминается раньше Иссахара, так как учеба последнего становится возможной благодаря успеху первого. Это значит, что благословение Иссахара зависит от благословения Зевулуна!
С другой стороны, когда перечисляют колена Израиля в соответствии с их собственной значимостью, как в нашей главе, места для сомнений не остается: колено Иссахара, посвятившее себя изучению Торы, упоминают прежде колена Зевулуна. Ведь уровень, которого достигают изучающие Тору, выше уровня тех, кто их поддерживает. (Лэламедха)
[i] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (5509-5581 /1749-1821, Белоруссия), ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы — «матери всех литовских ешив». Его книга «Нефеш а-Хаим» посвящена каббалистическому учению Виленского Гаона.
[ii] Заповедь изучения Торы лежит на всех евреях, но не у всех есть возможность учиться. Между коленами Иссахара и Зевулуна был договор: колено Иссахара изучало Тору, а колено Зевулуна занималось торговлей и отдавало половину заработка Иссахару — поэтому половина награды за учебу Иссахара принадлежала Зевулуну. До сих пор заключаются «договоры Иссахар-Зевулун», согласно которым одна сторона изучает Тору, а вторая обеспечивает материальную поддержку, поэтому заслуга изучения Торы принадлежит обеим сторонам в равной мере.
[iii] Раби Исраэль бар-Зеев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, Агрис, 5571-5643 / 1810-1883, Литва) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
[iv] Раби Элиэзер-Зюша бар-Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658-5742 / 1897-1982, Прикарпатье, Буковина, Румыния, США) — выдающийся хасидский наставник.
[v] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?