Темы: Пинхас, Оцарот, Чтение для детей, Освящение Имени Всевышнего
«Пред Элазаром же, священником, должно стоять ему, и тот будет испрашивать для него решение урим пред Господом: по его слову им выходить и по его слову им приходить…» (Бемидбар 27:21).
Моше Рабейну просил Всевышнего поставить во главе общины преданного лидера, который поведет народ путями справедливости и придется по душе каждому. И Всевышний повелел выбрать Йеошуа бин-Нуна, самого талантливого и достойного. Он предписал Моше возложить руки на Йеошуа и так передать ему часть своего величия. Моше сделал это, и лицо Йеошуа засияло. Затем Б-г повелел: «Пред Элазаром же, священником, должно стоять ему…».
Моше Рабейну так и поступил: «и взял Йеошуа, и поставил его пред Элазаром,-священником…» (там же, стих 22). Гмара говорит (Санхедрин 49 б): Йеошуа был по статусу равен царю. Но даже царь подчиняется коэну (священнику), его духовному авторитету. Мудрец выше царя Израиля, поскольку царь представляет народ, а мудрец представляет Б-га.
Поэтому у царя должен быть маленький свиток Торы: «И вот, как воссядет он на престол царства своего, пусть спишет себе список закона сего с книги, что у священников Левитов. И пусть он будет у него, и пусть он читает его все дни жизни своей…» (Дварим 17:18, 19). На царя налагаются определенные ограничения. Поклонившись в начале молитвы, он не распрямляется до ее завершения. Ведь он обязан признавать верховенство духовности над грубой силой, которую представляет сам.
Всё это относится к каждому из нас. Все мы — «цари» нашей собственной жизни, направляемой нашим рассудком. «Каждый — царь в доме своем» (Авот дэ-раби Натан 28:3). Мы должны предоставлять место во главе «коэну», то есть духовности — урокам Торы, выполнению заповедей. Наши мудрецы говорят: «Ханох шил ботинки, и каждым движением иглы он соединял Святого, благословен Он, с Его Шхиной» (Мидраш Талпийот, Ханох).
Рав Деслер объясняет слова мидраша так:
«Я слышал от имени нашего учителя раби Исраэля из Саланта: речь идет не о том, что во время шитья Ханох был поглощен мыслями о Высшем. Это запрещено по закону — как можно отвлекаться на постороннее, выполняя работу, за которую тебе платят? Суть упомянутых “соединений” в следующем — Ханох при каждом движении иглой просил в сердце, чтобы ботинки получились хорошими и крепкими и радовали того, кто обует их… Чтобы уберечься от любой крупицы зла, чтобы ложь и обман не коснулись его и чтобы не взять за свою работу больше положенного».
Объясним это с помощью притчи раби Йерухама из Мира.
Реувен и Шимон оказались вечером в чужом городе, где у них не было знакомых. У обоих багаж, обоим надо добраться до местной гостиницы, чтобы отдохнуть и подготовиться к завтрашнему дню.
Реувен стоял в растерянности на станции, не зная, куда податься. Внезапно, словно свет во мраке, перед ним появился добродушный еврей, протягивающий руки в приветствии. Улыбаясь, он обратился к Реувену на святом языке, и Реувен почувствовал, что этому человеку можно доверять.
Это был извозчик. Он с радостью предложил приезжему свои услуги. Размещая вещи гостя в повозке, извозчик стал рассказывать Реувену об этом городе — об обычаях и манерах здешних жителей и о разных моментах, которые важно знать неместному. Путь к гостинице оказался полезным и приятным, а когда они прибыли, извозчик с улыбкой пожал Реувену руку, вселяя в его сердце уверенность и тепло.
Шимону тоже повезло, к нему тоже подошел местный извозчик. Но — с другими намерениями. Этот извозчик видел перед собой легкую добычу — гостя, который ничего не знает о городе и чью неосведомленность можно использовать. Без улыбок и рукопожатий извозчик подошел к усталому и растерянному Шимону и предложил свои услуги. Шимон согласился, с трудом разместил свой багаж в повозке, пока извозчик наблюдал за его усилиями со стороны. Ехали в молчании до самой отдаленной гостиницы, т. к. чем длиннее путь, тем больше плата.
Когда приехали, извозчик, угрюмо глядя на клиента, поторопил его освободить повозку. Немалая сумма за долгую и утомительную поездку была уплачена, а на душе у Шимона было беспокойство и уныние.
Раби Йерухам объясняет. Оба этих человека занимаются извозом, но между ними есть существенное различие. Первый весь день творит милосердие, с радостью помогая тем, кто нуждается в его услугах. Этот еврей зарабатывает своим ремеслом, берет деньги за услуги, но всецело предан служению Всевышнему, правильно соединяя материальное и духовное. Его цель — не в том, чтобы брать у окружающих, а в том, чтобы давать им и делать им добро.
Второй же извозчик занят только тем, чтобы брать у других, предоставлять (или навязывать) услуги и наживаться на этом. Он тоже «работающий человек» — он работал ради денег, но не служил Всевышнему.
Что значит: Ханох «ходил пред Б-гом» (Берешит 5:24)? — Он всегда думал, как бы сделать добро людям, покупающим у него обувь. При каждом движении иглы он думал: «Как сделать ботинки наилучшим образом? Самые крепкие, самые качественные, самые удобные». Работа Ханоха была пронизана служением Б-гу, он был крепко связан с Ним через искреннее желание, мысль и усилия обслужить клиентов как можно лучше. Таково качественное соединение работы, которая кажется материальной, с духовным началом.
В мире бизнеса есть поговорка: «Бывают торговцы, превращающие в золото любой песок, к которому прикоснутся, а бывают такие, что превращают в песок любое золото».
Мудрецы учат, что мы можем превратить все свои поступки в золото. Любой человек, кем бы он ни был — адвокатом или врачом, продавцом мобильных телефонов или владельцем кафе, может работать, только чтобы получать зарплату: подписать договор с работодателем и выполнять ежедневные задачи.
Но может и превратить рабочий день в день, наполненный заповедями и милосердием, проявляя внимание к клиентам. И всё это — лишь благодаря капельке желания сделать добро евреям. Говорить вежливо, улыбаться, постараться сделать чуть больше необходимого минимума. Так можно превратить материальный «песок» в духовное «золото» (Бэха Батахну, рав Дов Вайнберг).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его