Темы: Балак, Билам, Ешива, Оцарот, Изучение Торы, Чтение для детей
«И отвечал Билам, и сказал рабам Балака: хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Б-га моего…» (Бемидбар 22:18).
Всегда найдутся критики и обвинители, но в наше время религиозному сектору высказывается конкретная претензия: вы, религиозные, объявляете себя примером для подражания, зовете за собой. Почему же тогда во всех коалиционных переговорах выдвигаете условия и требуете себе всё больше и больше? Это неэтично и никоим образом не освящает Имя Небес.
На подобный вопрос автор книги «Швут Йеуда» (раби Йеуда Эльбаз, 1770-1847, Марокко) ответил сто пятьдесят лет назад. Он спрашивает: почему наши мудрецы говорят, что у злодея Билама была «широкая душа» и что он жаждал денег?
Откуда это известно? Из слов самого Билама: «Хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Б-га моего…».
Раби Йосэй бен-Кисма (третье поколение танаев) тоже сказал нечто подобное. Ему встретился человек, который спросил: «Захочешь жить среди нас, если я дам тебе миллион золотых динаров?» А тот ответил: «Даже если дашь мне всё золото и серебро мира, я буду жить лишь там, где есть Тора».
В чем же различие? Почему, когда Билам говорит: «Хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота», мы делаем вывод, что он жаждал денег, а когда раби Йосэй говорит обо всем золоте и серебре мира, его считают святым учителем?
Дело в том, что Биламу никто не предлагал денег. Почему же он упоминает дом, полный золота? Потому, что он жаждет этого. А раби Йосэю Бен-Кисма предложили миллион золотых динаров за переезд, и он ответил на это предложение; т. е. это было предложение и его обсуждение (в данном случае, его отклонение). Раби Йосэй не придумал этот миллион динаров.
Любое обсуждение так и ведется: один заботится о кибуцах и больничных кассах, другой — о профсоюзах, а мы — об уроках Торы и системе религиозного образования.
Но нам как ортодоксальной общине важно всегда помнить, что главное, а что второстепенное и кто кого поддерживает на самом деле.
Рассказывают о студенте из США, в семье которого соблюдали некоторые заповеди. Все хотят успеха для своих детей, хотя сам успех понимают по-разному. Хотят, чтобы сын стал адвокатом, профессором, крупным бизнесменом. В этих случаях всё упирается в деньги. Отец в той семье был религиозным, но мыслил не по Торе. Он отправил сына учиться в университет, получать профессию, а сын стремился учить Тору. Он попросил отца разрешить ему это, и тот согласился отправить его на год в израильскую ешиву. Парень приехал в Кфар Хасидим. Это было в последний год жизни машгиаха (инспектора) ешивы гаона раби Элияу Лопьяна (1872-1970, Литва-Англия-Израиль).
Проведя год в Земле Израиля с раби Элияу в изучении Торы, сын окончательно расхотел учиться в университете. Парень вернулся в Америку и сказал отцу:
— Я очень хочу продолжить учебу, останусь рядом с домом и буду изучать Тору в ешиве Лейквуд, по крайней мере, до свадьбы.
Отец ответил:
— Если это то, чего ты хочешь, — я согласен. Но обещай, что после свадьбы ты пойдешь изучать профессию, которая позволит тебе зарабатывать. И обещай, что после свадьбы не станешь просить учиться в колеле (где изучают Тору женатые люди).
Сын пообещал. Он усердно учился в Лейквуде. Вскоре он уже был помолвлен, но по мере того, как приближалась свадьба, парень терял аппетит, худел, а его настроение всё больше портилось. Ему предстоит жениться на дочери Израиля, но развестись с Гмарой!
Ему было тяжело думать о том, что придется прервать изучение Торы. Но он был «хорошим мальчиком, который дал обещание папе». Родители заметили, что сын всё больше впадает в уныние. Они видели это и не знали, что делать. Ведь они хотят, чтобы сыну было хорошо, они любят его. В день свадьбы отец увидел, что жених находится в таком состоянии, как будто для него наступило 9-ое ава.
Родители не могли перенести это. Они позвали сына и сказали:
— Мы желаем тебе лишь добра, чтобы ты зарабатывал и был хорошо устроен в жизни. Ты ведь, в конце концов, очень смышленый и талантливый парень. Даже в худших снах мы не видели, что будем вести ребенка к Хупе в таком состоянии.
Отец добавил:
— Я поговорил с твоей мамой, и мы готовы, чтобы ты учился еще пять лет после свадьбы в Лейквуде. Мы будем тебя обеспечивать.
Состояние юноши сразу изменилось, и он пошел под Хупу с радостью и ликованием, как и положено жениху.
Через две недели после свадьбы у его отца случилась остановка сердца. Он пережил клиническую смерть. Все читали Тэилим (Псалмы) и молились, пытаясь достучаться во врата Небес. Случилось чудо: отец выздоровел и полностью восстановился.
А теперь слушайте внимательно! В тот самый день, когда истекли пять лет учебы, у отца снова случился сердечный приступ и он отошел в мир иной. Рав Дискин говорит: если бы отец знал, что, помогая сыну, он продлевает свою жизнь, он пообещал бы поддерживать сына пятьдесят лет, а не пять…
Так кто же кого поддерживал эти пять лет? Казалось, что отец сына. Но, как стало ясно, всё это время сын поддерживал отца!
Хафец Хаим говорит: не ты поддерживаешь Тору, а она тебя. Знай, то, что ты отдаешь ради Торы, ты на самом деле приобретаешь. Потому что всё, что ты потратил на поддержание Торы в этом мире, ты заберешь с собой в мир Грядущий, а всё стальное исчезнет как пыль (Бэха Батахну).
Читайте также: тема Что такое душа?
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его