«И сказал фараон Яакову: сколько дней лет жизни твоей?» (Берешит 47:8). Почему фараону было так важно знать точный возраст Яакова, и почему это было первым вопросом, который он ему задал?
И важно понять ответ Яакова: «… дней жизни моей сто тридцать лет; немноги и злополучны были дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во время их жизни» (там же, стих 9).
Почему Яаков, отвечая на вопрос фараона, не только назвал свой возраст, но и описал прожитые годы, сказав, что многочисленные трудности преследовали его на протяжении всего пути? Да еще и добавил, что годы его жизни «не достигли до лет жизни отцов» его?
Понять это нам поможет следующая история.
Однажды Рав из Поневежа пришел к Хазон Ишу, чтобы посоветоваться по важному вопросу. Тогда обсуждалось предложение обеспечить пожарную и взрывную безопасность ешивы. Поэтому у Рава был вопрос: должен ли он прилагать эти усилия? Или они только свидетельствовали бы о недостатке упования на Творца?
Ответ Хазон Иша был следующим: «Пока раби Элиэзер находится в ешиве, никаких дополнительных мер безопасности не нужно. Ешиву защищают его заслуги!»
Кем же был этот раби Элиэзер? Это был один из оставшихся в живых мудрецов и праведников Кельма. Этот одинокий человек поднялся в Землю Израиля и избрал себе жилищем ешиву Поневеж.
Он учился днем и ночью. Чтобы хоть немного представить себе его величие, достаточно сказать, что каждую субботу он повторял наизусть трактаты Шабат и Эрувин. Тем не менее, раби Элиэзеру долго удавалось скрывать свое величие от всех. Лишь когда он приближался к старости, людям в определенной мере открылось, какого уровня этот человек.
Так, например, у раби Элиэзера был обычай никогда не спать лежа. Он сидел на кровати и учился, лишь время от времени опираясь лбом на палку и задремывая, а затем вновь возвращался к учебе. Только в старости, когда ученики ешивы хотели помочь ему поднять ноги на кровать, чтобы поспал, он открыл им этот обычай, воскликнув: «Нет у меня времени спать на кровати! Когда ложатся, то спят долго, а у меня нет времени много спать. А когда опираются на палку, то спят ровно столько, сколько на самом деле нужно».
Так или иначе, но вот чудо: все годы, пока он жил и учился в ешиве Поневеж, там ни разу не было возгорания — в точности, как сказал Хазон Иш. Но ровно через неделю после того, как раби Элиэзер отошел в мир иной, случился пожар!
Так что благословение, посылаемое с Небес ради заслуг праведника, имеет конкретную дату окончания — смерть праведника.
В этом и состоит ответ на наш вопрос — согласно толкованию «Кли Якар».
Ведь известно: как только Яаков прибыл в Египет, Нил поднялся к его ногам и это стало знаком окончания голода, длившегося к тому времени два года. Хотя голод был обещан на семь полных лет.
Фараон опасался, что благословение будет действовать лишь до тех пор, пока Яаков жив, а потом голод вернется. Поэтому, увидев Яакова, который выглядел достаточно старым, фараон решил выяснить его возраст, чтобы примерно оценить, сколько еще можно рассчитывать на благословение.
А Яаков хорошо понял вопрос фараона. Поэтому и ответил: что касается возраста, ты можешь быть спокоен, ведь мне всего 130 лет. Я выгляжу очень старым, но это потому, что жизнь была тяжелой. Кроме того, знай, что умирать вскоре я не собираюсь, я еще не дожил до возраста, в котором ушли мои предки. Ведь обычно человеку следует проявлять осторожность, когда он вступает в возраст, в котором умерли его родители (Лэламедха).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его