Темы: Свиток Торы, Недельная глава, Моисей, Скромность, Ваикра, Мидраш, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И воззвал к Моше» (1:1). Один человек подошел к своему учителю с претензией: «Наши мудрецы говорят, что каждого, кто бежит от почестей, почести сами преследуют, а я всегда бежал от почестей, но они никогда не гнались за мной!»
Рав ответил: «Из самого твоего вопроса видно, что когда ты бежишь от почестей, время от времени ты оглядываешься, чтобы проверить, не бегут ли они за тобой. И тогда почестям начинает казаться, что ты пытаешься их поймать, и они поспешно убегают».
Злое начало имеет обыкновение влиять на человека, давая различные объяснения и советы, что ему в любом случае нужно хотя бы немного трудиться ради своей славы и известности. Но на практике погоня за славой не только не помогает, но и приводит к противоположному результату.
Напрасно толпы народа гонятся за почестями, чтобы увенчать себя ими. Они любыми путями ищут возможности сделать себе имя и не ведают, что это вовсе не в их силах. Слава приходит лишь от Б-га — только Он решает, сколько славы получит каждый. Если человек заслуживает почета, то почет придет к нему, даже если человек не сделает ничего для этого со своей стороны и даже если будет избегать его. Если же он не заслуживает, то сколько бы ни стремился отыскать его, почет будет держаться на расстоянии.
Яркий пример этому мы находим у Моше Рабейну (Моисея). Именно избегание почестей привело его в объятия к истинной славе, при том что он даже не почувствовал этого.
Казалось бы, Моше был как раз тем человеком, которому по правде положена вся слава и хвала. Это был вождь народа Израиля, жертвовавший собой ради него, выведший его из Египта и сорок лет водивший по пустыне.
И тем не менее, Моше избегал почестей, не подпуская их к себе на пушечный выстрел, и Тора свидетельствует о нем: «И человек этот, Моше, очень смиренный, более всех людей на поверхности земли» (Бемидбар 12:3).
Но если кто-то думает, что почет повернулся к Моше спиной, он ошибается! Слава бежала за ним всюду, куда он шел, так что даже лицо его стало сиять ярким светом.
В Мидраше (Шмот Раба 47:6) сказано: «Раби Йеуда бар Нахман сказал: Когда Моше написал Тору, на кончике его пера осталось немного чернил, и он провел им у себя над головой. От этого у него и возникли лучи великолепия».
Человек из плоти и крови, поместивший чернила в склянку, чтобы написать ими книгу, не может в точности рассчитать количество чернил, которого хватит для ее завершения. Поэтому он берет немного больше. Но Святой, благословен Он, поместил в чернильницу Моше точное количество чернил, необходимое для написания Торы — не больше и не меньше. И когда тот закончил писать Тору, он увидел, что на кончике пера осталась еще одна капля. Моше не хотел выбрасывать священные чернила, полученные свыше, поэтому провел ими у себя по лбу — возможно, в качестве символа того, чтобы Тора запечатлелась в его мозгу.
Возникает вопрос: если Б-г дал ему точное количество, откуда же осталась лишняя капля? Ответ в том, что Моше уменьшил использование чернил в двух местах в Торе, и из-за этого получился избыток.
Первое место: когда Моше дошел до начала книги Ваикра, из-за своей большой скромности он остановился и не стал писать «И воззвал к Моше». Из такого выражения показалось бы, что Всевышний каждый раз звал его перед тем, как заговорить с ним, в знак почета и любви. Но изменить текст было нельзя, поэтому он хотел пропустить букву Алеф и написать «Ваикар» (вместо «Ваикра»), как бы указывая на случайность, словно Всевышний общался с ним лишь случайно время от времени, как это сказано о Биламе. Однако Б-г не согласился с этим и повелел написать это слово с Алеф. Тогда Моше захотел написать эту букву меньше по размеру, чем остальные, чтобы издалека казалось, что написано «Ваикар». С этим Б-г согласился, и буква осталась маленькой. Вот почему во всех свитках Торы буква Алеф в слове «Ваикра» маленькая — так объяснил Бааль Турим.
Второе место: когда Моше стал писать о себе свидетельство Всевышнего «А человек этот, Моше, очень смиренный, более всех людей на поверхности земли», ему было трудно сделать это из-за большой скромности. Но изменить текст и здесь было нельзя, и потому он пропустил букву Йуд в слове «смиренный» («анав», в итоге получилось слово, похожее на «бедный») — так объяснил святой автор «Ор а-Хаим».
Эти две капли чернил, оставшиеся на пере из-за уменьшения буквы Алеф и пропуска буквы Йуд, Моше перенес себе на лоб перед тем, как спуститься с Синая, и из этого Б-г сделал ему два луча великолепия. Спустившись с горы, Моше к своему удивлению увидел, что Аарон и весь народ Израиля боятся приблизиться к нему. Но Моше «не знал, что светилась кожа лица его». Если бы он знал, что чернила создадут ему это свечение, он точно не стал бы переносить их себе на лоб.
Моше приблизил всех к себе и передал им слова Б-га. В итоге он одел на лицо маску. И каждый раз, когда ему являлась Шхина, он снимал эту маску и передавал слова сынам Израиля, а затем одевал ее снова.
Следовательно, как раз то, что он сделал, чтобы избежать почестей, привело его к наибольшим почестям (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский