«А Я сокрою лицо в тот день… ибо обратился к другим богам» (31:18). Наш учитель раби Элияу бен Арош из Марокко объяснил: Писание говорит о двойном и многократно умноженном сокрытии лица Всевышнего. Сначала «за все зло, которое сделал» полагается одно сокрытие лица, но затем происходит ужасное — люди считают бедствия случайностями и обращаются к чужим богам за спасением!
Мы просим, чтобы настало окончательное избавление. Но не может ли быть так, что эти обращения мы направляем по ложному адресу?
Объяснить это можно притчей.
Жили два друга: один — судья, стоящий над народом, а второй — почтенный образцовый гражданин, добрый к людям и праведный перед Небесами. Этот гражданин умер, оставив после себя маленького сына. Судья пообещал другу перед смертью, что станет для ребенка отчимом и опекуном и будет приглядывать за ним. Он выделил деньги на его обеспечение, дал ему педагогов и воспитателей и ни в чем ему не отказывал. Но увы, сын стал буйным и непокорным, избрав беспечную жизнь. Он отверг учебу и растратил деньги на сомнительные развлечения.
Судья предостерег его, но тот лишь посмеялся, закрыв сердце и уши.
Однажды привели этого юношу и поставили перед судьей в оковах. Свидетели подтвердили, что он был пойман на воровстве. Сердце судьи поникло. О, что за стыд и позор!
«Что бы сказал на это твой отец?» — спросил судья. Он повелел молодому преступнику вернуть краденое и предупредил, что если тот попадется снова, будет хуже.
И вот, юношу привели снова с украденой вещью в руках. Судья постановил заплатить удвоенную стоимость.
«В следующий раз, — сказал он, — я отправлю тебя в тюрьму!»
Но юношу поймали и в третий раз. Было очевидно, что он безостановочно катится по склону к преступлениям.
Судья постановил посадить его в тюрьму на месяц — пусть изведает вкус неволи, почувствует себя заключенным. Быть может, он отпрянет назад и вернется на добрый путь.
Спустя месяц после освобождения, его привели двое полицейских, поймавших его во время ограбления со взломом.
Судья не видел никакого выхода. Он повелел посадить юнца на десять лет в трудовой лагерь, где тот будет заниматься каторжной работой. Узника отправили в далекую местность, в жаркую пустыню, где контакт с внешним миром дозволяется лишь раз в месяц. Ворота закрылись у него за спиной, и начался его исправительный срок.
Ежемесячно на стол судье клали письма из тюрем. Письма всех узников того лагеря, за исключением одного, касались общего вопроса: заключенные жаловались на вора, который крадет их имущество. И лишь одно письмо приходило от самого вора — он просил помиловать его.
Он продолжал в тюрьме свои дерзкие поступки, крал вещи у товарищей по камере, но все равно просил смягчить приговор и сократить тюремный срок. Он просил судью вспомнить о дружбе с его отцом и хотя бы попросить начальство тюрьмы освободить его от каторжной работы.
Можно ли представить себе большую наглость?!
Смысл этой притчи очевиден. Творец предупреждал нас много раз через пророков, но мы не слушались. Он изгнал нас на короткое время в Вавилон, но мы вернулись и снова стали грешить. Не было выбора, и Он отправил нас в долгое изгнание среди народов. Но и там мы не стали лучше — каждый год в дни суда к Творцу поднимаются тысячи обвинителей, созданных нашими грехами, а рядом с ними — наша молитва о милосердии и о сокращении срока изгнания.
Разве не к нам самим должны быть обращены эти призывы? Улучшим свои поступки, станем достойны избавления, и тогда без сомнения будем спасены (Авотейну Сипру Лану, Мацмиах Йешуот).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его