«А теперь, Израиль» (4:1). Все мы стремимся двигаться вперед, идти в ногу со временем, быть «людьми завтрашнего дня». Но сейчас мы докажем вам, что еще вчера были среди «людей завтрашнего дня».
Как будут выглядеть такие люди? Будут ли они запускать электронные устройства силой телепатической мысли? Будут ли за рулем машин на солнечных батареях, с компьютерным управлением? Зачем гадать? Давайте устроим знакомство с таким «завтрашним человеком»! Позволим ему самому о себе рассказать. И вот его дословная история.
Один мой хороший друг переехал жить в отдаленном городе. Как говорится, кто далек от глаз, далек и от сердца. Но месяц назад пришло дружеское письмо, где он напомнил о наших отношениях и пригласил на Бар-Мицву своего сына. Однако точно в тот же день моя сестра выдавала замуж свою дочь. Я хотел отправить старому другу письмо, сказать, как мы хотели прийти, и все такое. Однако с тех самых пор его письмо лежит на моем столе, и мне все никак не удалось ответить ему.
По правде сказать, не такое уж это большое дело. Мне надо всего лишь взять ручку и написать. Пара минут, и письмо готово. Я решил, что сразу, как вернусь с работы, первое, что сделаю, — напишу ему письмо. Когда я вернулся, то перекусил, и зазвонил телефон. Мне пришлось сидеть над счетами, и вечер пропал. Я решил: «Завтра!» Завтра — пятница, работу заканчивают раньше, и я сяду написать ответ другу. Но вы же знаете, как идут дела в пятницу. Мы приходим домой, и нужно бежать за покупками, готовить свечи, проследить, чтобы дети помылись. Тут уже и шаббат наступает. У меня было чувство разочарования, но я решил, что на исходе шаббата, сразу после Авдалы, я возьму ручку и напишу ответ.
После шаббата жена напомнила мне, что сейчас — последняя возможность утешить семью Коэнов (после смерти их родного). Я пошел утешать и вернулся в мрачном расположении духа. Было ощущение, что это не лучшее время для дружеского письма. Да и вдобавок, из почтовых ящиков все равно не забирают почту по ночам. Ничего не случится, если я отодвину это дело до завтра, и напишу письмо в состоянии радости и ясного ума. Если уж письмо ждало месяц, подождет и еще день.
Вот вам и «человек завтрашнего дня»!
И дело здесь не только с письмом. На полке под зеркалом у входа в его квартиру лежит бумага из отдела почтовых посылок. Почему именно там? Чтобы она была перед глазами. Эта бумага была послана соседу, который жил в доме напротив, а к нашему «завтрашнему человеку» попала по ошибке. Ясно, что нет смысла специально спускаться, чтобы положить ее в соседский почтовый ящик. Ведь по-любому мы каждый день выходим из дома, когда идем на работу. Значит, завтра, выходя на работу, нужно прихватить с собой эту бумагу. Но на следующий день он задержался и побежал вниз в последнюю секунду. Так спешил, что забыл про бумагу. Не страшно! Можно забрать ее завтра. На следующий день забыл и вспомнил лишь на лестнице дома. Возращаться за ней? Не стоит, ведь и на следующий день он пойдет на работу. Но потом жена попросила его выбросить пустую коробку из-под овощей в мусорный бак. Поэтому было решено лишь на следующий день пойти к соседу с бумагой. Но как бы то ни было, хорошо, что она лежит на полке у входа, у всех на виду. Так можно вспоминать о ней каждый день, возвращаясь с работы.
Смешно? Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Каждый из нас может найти себя, если уж не на полке под зеркалом, то хотя бы в зеркале над полкой…
Один друг рассказал мне, что, когда учился в ешиве, он обручился с девушкой в добрый час, и параллельно с ним в той же ешиве было еще несколько помолвленных учеников. Однажды вечером глава ешивы собрал их для беседы и наставления перед новым жизненным этапом — созданием новой семьи в Израиле.
К их удивлению, глава ешивы вошел в кабинет с Гмарой в руке. Он открыл книгу и начал зачитывать оттуда, словно это был обычный урок. При даровании Торы сказано: «Встали у подножия горы». Сказал рав Авдими: «Это учит тому, что Святой, благословен Он, склонил над ними гору, как корыто, и сказал им: Если принимаете — хорошо, а если нет — там будет ваша могила» (Шаббат 88 а).
Глава ешивы окинул всех взглядом и спросил: «Все ясно?»
«Конечно», — ответили ученики. Это известное место в Гмаре. Их учитель продолжил спрашивать: «И у вас ничто не вызывает вопросов в этой формулировке?»
Вопросы? О чем речь? Да и вообще, куда он клонит…
Тогда глава ешивы спросил: «Почему сказано “там будет ваша могила”? Ведь следовало сказать “здесь будет ваша могила” — под горой, нависшей над ними».
Ученики наморщили лоб. Действительно, серьезный вопрос!
А глава ешивы сказал: «Открою вам тайну. Есть одна могила, называемая “там”. В ней похоронены все надежды, все ожидания, все сияющее будущее, стоявшее перед человеком. Объясню вам получше.
Ребенок идет в школу. Учитель объясняет, ребенок мечтает. Почему он не слушает? Ему кажется, что спешить некуда. Сейчас можно помечтать, а материал он пройдет потом. "Там» он уже догонит весь класс.
Нужно готовить уроки — ребенок играет. Почему? Есть свободное время. За четверть часа до занятия спишет у друга. «Там» он успеет.
Нужно готовиться к экзамену, но он не может отличить правое от левого. Не страшно, в этот раз он не справится, но к следующему экзамену уже будет все знать. «Там» у него получится.
В дипломе стоят низкие оценки? Не беда! Есть еще шанс — «там» он будет учиться лучше.
«Верно, — подытожил глава ешивы, — это этап, на пороге которого вы сейчас стоите. Мне ведома надежда, бьющаяся в ваших сердцах. Я и сам всем сердцем желаю вам лишь добра, и пусть ваши желания сбудутся. Но если вы страдаете синдромом “там”, он будет подобен линии горизонта — ее всегда видно, но никогда нельзя достичь. Вы будете переходить от одного “там” к другому, от разочарования к разочарованию, от отчаяния к отчаянию. “Там” — это место погребения иллюзий».
Какой можно сделать вывод? Не там и не завтра, а здесь и сейчас! Об этом сказано в нашей главе: «А теперь, Израиль» — тотчас и сразу — «услышь законы и установления, которые Я заповедую тебе исполнять!» (Майян а-Шавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его