«Поэтому скажут властители: пойдем в Хешбон!» (21:27) Наш учитель Рамхаль объяснил (Месилат Ешарим, гл. 3) слова мудрецов: «Поэтому скажут властители — это те, кто властвует над своим злым началом, — пойдем в Хешбон! — пойдем и подведем счет мира: убыток от заповеди в сравнении с наградой за нее и прибыль от греха в сравнении с вредом от него».
Непонятно: это ведь ясный и очевидный совет, зачем нам понадобились «властвующие над своим злым началом»? Рамхаль написал: «Ибо этот истинный совет могут дать и увидеть его истинность лишь те, кто уже вышел из рук своего злого начала и восторжествовал над ним. Ведь у того, кто еще захвачен в его плену, глаза не видят этой правды, и он не может осознать ее. Злое начало буквально ослепляет его глаза, и он словно бредет во тьме. Перед ним есть препятствия, но его глаза не видят их…
Но те, кто вышел из этой темницы, видят настоящую правду и могут дать советы о ней другим людям. На что это похоже? На сад-лабиринт — это сад, известный среди аристократов, который сажают для развлечения. Растения в нем расположены, как стены, и между ними идет множество запутанных тропинок, похожих друг на друга. Цель — достичь возвышения в центре сада. Среди тропинок есть открытые, которые действительно ведут к этому возвышению, а есть ложные, ведущие человека в тупик. Но все они одинаковы, и глаз не видит разницы между ними, если не знать путь по памяти, как знает тот, кто уже проходил и достиг цели. И тот, кто стоит на возвышении, видит перед собой все пути и отличает истинные от ложных.
Он может предостеречь идущих по лабиринту, сказав: “Вот путь, идите по нему!” Кто поверит ему, достигнет цели, а кто не захочет поверить, заблудится.
Так же и здесь: кто еще не властвует над своим злым началом, находится посреди тропинок и неспособен различать между ними. Но властвующие над злым началом, уже достигшие возвышения, вышли из лабиринта. Какой же совет они дают нам? Пойдем в Хешбон — ведите “подсчет души”, занимайтесь анализом своих поступков.
Они испытали и увидели, что это единственный путь достичь цели».
Удивительная история произошла с гаоном раби Бен-Ционом Палманом, который занимался анализом своих поступков с того дня, как вступил в сознательный возраст.
В 2002 году в месяц Тамуз посреди ночи в его дом ворвались воры. Они обошли весь дом, пока не нашли добычу — кошелек, в который как раз накануне было положено 3000 шекелей.
Когда раби Бен-Цион узнал о краже, он сильно встревожился. Что это сделал с нами Всесильный? В первые дни после этого он был чрезвычайно озабочен и взволнован кражей. Это выглядело удивительно: откуда такие тревоги? Ясно, что 3000 шекелей — это не пустяковая сумма, но она никак не оправдывала такой большой озабоченности.
Брат гаона, рав Исраэль, занимавшийся помощью людям, был привязан к нему душой и сердцем. Каждое утро он приезжал на своей машине отвезти его в колель. В то утро раби Бен-Цион рассказал ему об украденых деньгах.
Прошло несколько дней, но гаон все никак не успокаивался. Его брат, видя его тревоги, сказал ему: «Не понимаю, откуда такое беспокойство! Я могу постараться достать для тебя еще 3000 шекелей». Но раби Бен-Цион Палман сделал жест рукой, давая понять, что не в этом дело. Вопрос возникал сам собой: в чем же тогда дело?
Наблюдательные сразу заметили, что с того дня, как пропали деньги, рав взял ручку и бумагу и стал вести подсчеты. Он сидел в уединении, писал, зачеркивал и снова писал. Более умные понимали, что он, несомненно, пытается подсчитать, не поступил ли он неправедным образом с какими-то деньгами.
Прошло две недели, и рава спросили: «Итак, теперь Вам известно, почему деньги были украдены?»
Он ответил с горечью: «Нет, я все еще не знаю причину».
Спустя некоторое время, эта история стала известна полностью. Через месяц после ограбления вора стали мучить угрызения совести, и он прислал обратно украденные деньги со словами сожаления и просьбой о прощении.
Когда деньги вернулись, все увидели на лице у гаона раби Бен-Циона Палмана большую радость. Его брат, который еще с начала не понимал, откуда такое страдание, теперь еще больше не понимал, откуда такая радость.
Когда настал подходящий момент, рав сказал: «Когда деньги были украдены, я сожалел не о деньгах. Очевидно, деньги не могут быть причиной счастья или несчастья человека. Я понял, что если Всевышний послал этого вора украсть у меня, значит, я сам бесчестно повел себя с какими-то деньгами. От этого и возникли мои тревоги. С какими деньгами я поступил неправильно? Я стал считать все деньги, которые приходили ко мне в руки, и не нашел ничего плохого. От этого мое страдание лишь возросло: если я плохо поступил и не могу вспомнить об этом, значит, я не смогу исправить грех.
Впрочем, я вспомнил период, когда финансовое состояние в моем доме было весьма удручающим. В ту пору я не отдавал десятину от доходов сразу, а брал ее для себя в долг, а затем, когда денег становилось больше, выплачивал его. Действительно, сумма десятин с того периода составляла 3000 шекелей. Но я все еще не понимал, это ли те самые деньги, с которыми я плохо поступил. Ведь их не должны были украсть у меня навсегда, поскольку сам я в итоге этот долг выплатил.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его