Темы: Недельная глава, Бемидбар, Оцарот
«Посчитайте по головам всю общину сынов Израиля по семьям их, по отчим домам их» (1:2). Автор книги «Бен Иш Хай» написал в своих толкованиях: «Известно, что человек должен остерегаться, чтобы не осуждать и не обвинять народ Израиля перед Святым, благословен Он, — даже грешников среди народа, разве что ради их увещевания и возвращения к добру. Перед Всевышним, напротив, нужно говорить об их заслугах и заступаться за них. Об этом сказано в Гмаре (Псахим 87 б), в комментарии к фразе “Да не будет раб доносить на господина своего” (Мишлей 30:10): Святой, благословен Он, строго взыскивает с тех, кто обвиняет Израиль.
Все евреи делают обрезание своим сыновьям на восьмой день и отказываются жениться на иноземных женщинах. Благодаря этому даже те, кто не соблюдает заповеди педантично, доказывают, что иудаизм ценен для них, и что они привержены пути своих предков, идущему от Авраама, Ицхака и Яакова.
С этим становится понятной фраза: "Посчитайте по головам всю общину сынов Израиля по семьям их". Буквально это можно перевести как “вознесите голову всей общины…” Всех, даже грешников среди них, которые будут в разных поколениях, нужно превозносить и оправдывать. Благодаря чему? Тому, что они привержены “семьям их и отчим домам их” — они соблюдают союз обрезания, чтобы оставаться отделенными от народов, и берут в жены только евреек».
В завершение автор пишет следующее: «Этой заслуги достаточно, чтобы выступить с оправданием для них, превознести и похвалить их. И Б-г поможет каждому еврею, творящему беззаконие, раскаяться и вернуться на добрый путь. И оставит грешник путь свой, человек неправедный — поступки свои, и вернется к Б-гу, и Он помилует его, к Всесильному, ибо Он многое прощает (Ишайя 55:7)».
Однако мы должны знать, что есть и такие, кто полностью выходит из общины, и это мы также учим из нашей главы. Она начинается с заповеди подсчета сынов Израиля. «Всякого, идущего в армию в Израиле, посчитайте». Рав Авраам Ибн Эзра объяснил это так: «В Израиле — это исключает великое смешение». Великое смешение исключается из народа.
Среди великих раввинов, озаривших Иерусалим своим светом около двухсот лет назад, был гаон и хасид раби Рефаэль Меюхас, автор книг «При а-Адама» и «Мизбеах Адама». Он был первым в «поколении знания» в ту же эпоху и в том же месте, где жили наши святые учителя — Рашаш, авторы книг «Ор а-Хаим», «Нехпе Кесеф», «Батей Кеуна» и другие.
В ту пору в Иерусалиме была маленькая община караимов. Однажды власти возложили тяжелое бремя налогов на иудеев и на караимов. Решили собраться в синагоге караимов, расположенной в погребе, и устроить совет. Когда рав Меюхас спускался по ступеням этой синагоги, он внезапно потерял сознание и упал. Собравшиеся удивились и решили посмотреть, что находится под ступенями. Там они нашли книгу Рамбама «Яд а-Хазака», которую караимы положили туда в знак своего презрения, чтобы всякий, кто идет в их синагогу, наступал на нее. Ведь Рамбам в своей великой книге охватил всю Устную Тору, которую караимы не признают.
Возгорелся гнев рава Меюхаса на караимов, и он проклял их, чтобы они никогда не могли собрать нужное количество людей на молитву в Иерусалиме. Так и было. Спустя восемьдесят лет после этого, двадцать семей караимов из Крыма готовились подняться в Иерусалим. Члены маленькой иерусалимской общины возрадовались этому — наконец-то, у них начнут собираться люди в синагоге. Но когда караван караимов достиг ворот Иерусалима, у них началась эпидемия, и все их мужчины умерли.
Община караимов в Иерусалиме, отрицающая Устную Тору и презирающая мудрецов, так и осталась без миньяна (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский