«Не убивай» (20:12). Бывают заслуги, которые перевешивают много грехов, как сказано (Млахим 1, 14:13): «Поскольку нашлось в нем кое-что хорошее». А взвешивание происходит лишь в разуме «Б-га знаний». Только Он знает, как соотносить заслуги и грехи.
Но верно и обратное. Бывают грехи, которые перевешивают много заслуг, как сказано: «Один грешник погубит много добра» (Коэлет 9:18).
Зададимся вопросом: если положить все заповеди в мире на одну чашу весов, какой один грех сможет склонить весы в другую сторону и погубить все это благо? Подумайте и поразмышляйте.
Рамбам говорит об этом прямым текстом: кровопролитие. Убийство. «Всякий, у кого есть этот грех, является законченным злодеем, и все заповеди, исполненные им за все дни, не перевесят этот грех и не спасут его от суда» (Законы убийцы 4:9).
Впрочем, «знание противоположностей — одно» (Магид Мишне, законы шхиты 8:6). Если «губящий одну душу словно уничтожил весь мир», то и «спасший одну душу словно спас весь мир» (Санедрин 37 а). Если у того, кто убивает человека, все его заповеди не могут перевесить этот грех, то у спасающего человека чаша заслуг становится тяжелее всех его грехов. А что, если он спас целую семью?
Известен следующий рассказ. Заплаканная женщина пришла к праведному гаону раби Йеуде из Грайдинга. Ее больной муж умирал, и ему было нужно сказать нечто важное раву. Рав встал и взял с собой нескольких помощников, чтобы к моменту выхода души из тела рядом находился миньян.
Подойдя к хижине больного, рав открыл дверь, испугался и тотчас захлопнул ее. Он подождал пару секунд и вошел. Внутри он застал больного на последнем издыхании. Тот приглушенным голосом попросил у рава прощения за беспокойство. Жаль, что пришлось отрывать его от дел, но выбора не было.
Этот больной был невежественным человеком без всяких заслуг, но с большим количеством грехов. Он попросил рава произнести вместе с ним исповедь и пообещать ему упомянуть его в молитве ради восхождения души. Тогда он сможет умереть со спокойным сердцем.
Рав сказал: «Сделаю, как ты просишь. Но нам известно, что даже самые пустые среди народа Израиля полны заповедей, как гранат. Несомненно, ты сделал немало добрых дел, и в их заслугу обретешь место в верхнем мире».
Больной улыбнулся из последних сил — неужели рав смеется над ним? Ведь он даже правильно молиться не умеет. Несомненно, он нарушал Алаху на каждом шагу.
Рав сказал: «На Небесах вершится истинный суд. Все, что я могу сделать, — это попросить и помолиться, чтобы у тебя нашелся добрый поступок, за который дадут большую награду. Поэтому я должен знать, есть ли какой-то добрый поступок, который ты сделал за свою жизнь».
Больной помолчал с закрытыми глазами. Внезапно он открыл их и произнес: «Я вспоминаю один добрый поступок…
Я работал кожевником и снимал шкуры с животных. Однажды я с утра пораньше пошел в свою лавку у подножия горы. Внезапно я увидел телегу, полную мужчин, женщин и детей, возвращавшихся в деревню со свадьбы из большого города. Извозчик напился на этой свадьбе и плохо держал вожжи лошадей при спуске с горы. Они побежали по склону, а вес людей, наполнявших телегу, ускорил их бег еще больше. Телега могла в любой момент развалиться и упасть в пропасть. Я побежал им навстречу и схватился за вожжи, поддерживая телегу. Я крикнул, чтобы все из нее выпрыгнули, и сам отскочил в сторону. Лошади продолжили свой безумный бег, и в итоге телега упала на них и убила их, развалившись на части. Люди были спасены, и это единственное доброе дело, которое я совершил за всю жизнь».
Рав выслушал и попросил у больного пообещать ему, что он придет к нему во сне и сообщит, как решилась его участь в верхнем мире. Они произнесли исповедь, и душа больного вышла со словами «Шма Исраэль».
Когда вернулись, рава спросили, почему он испугался, открыв дверь.
Он ответил: «Я подумал, что меня зовут домой к человеку из простонародья. Но я испугался, увидев огненную менору с семью свечами, сияющую у него над головой. Это показывало, что он был одним из праведников поколения. Я отпрянул, задумавшись, как бы мне услышать из его уст о его добрых делах. Теперь мы знаем о спасении людей — подождем, пока он расскажет о небесном суде».
Спустя некоторое время, тот человек явился раву во сне. «Когда я поднялся на небо, жалкую горстку моих заповедей положили на одну чашу весов, а множество грехов — на другую. Внезапно въехала телега, полная людей, и поднялась на чашу заслуг вместе с конями и даже с грязью, прилипшей к колесам. Она склонила весы к оправданию, и мне было постановлено пребывать в раю. Но врата рая не открылись передо мной, пока я не пришел к Вам и не выполнил свое обещание. Теперь отпустите меня, и я пойду на свое место в раю».
А что будет, если спасти целый город от уничтожения? Несомненно, такому человеку гарантировано, что он будет оправдан на суде. Тем более — если спасти целую страну.
А как же Всевышний примет того, кто спас мир?
О ком мы говорим? О тебе!
Вот что написано в Гмаре (Хулин 89 а): «Мир существует благодаря тому, кто сдерживается во время ссоры, как сказано (Иов 26:7): “Подвешивает землю на сдерживании”» (Мекарван ле-Тора)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его