«Пойдем в Хешбон» (21:27). Одна краткая фраза, сходящая с уст еврея, или даже одно слово, сказанное любезно и доброжелательно с желанием помочь ближнему, способно совершить много добра и построить целые миры, превратить услышавших его из злых в добрых.
Следующую историю рассказал один из выдающихся воспитателей из Иерусалима, работающий в одном из известных семинаров.
Эти события случились лично со мной. Один из ныне умерших родственников полностью вернулся к религии благодаря поразительной цепочке рассуждений (по принципу «Пойдем в Хешбон»). Мне удалось с помощью простого расчета (хешбон) показать ему, как много он в силах совершить.
Этот родственник не был человеком, соблюдающим Тору и заповеди. На протяжении многих лет мы старались повлиять на него, чтобы он изменил свой жизненный уклад, но он с упрямством отказывался прислушаться к нам.
Даже когда умер его отец, он сделал лишь минимальные действия, чтобы почтить его память. Посидел семь дней траура, пару раз произнес Кадиш, но в целом продолжил жизнь по привычному пути, не желая слушать ни о каких переменах.
Спустя несколько лет, умерла также и его мать. Прошло еще несколько месяцев, и мы были сильно удивлены, увидев его с большой кипой на голове. Он заявил, что каждый день молится и соблюдает кашрут и шаббат.
Мы не знали, что случилось, и кто повлиял на него, заставив изменить свое поведение. Ведь и мы пробовали в течение стольких лет повлиять на него, но наши попытки не увенчались успехом.
Однако затем секрет раскрылся. Он сам рассказал, что заставило его совершить столь драматический переворот в жизни.
В один из семи дней траура по матери, — рассказал он, — ко мне подошел один из родных, религиозный еврей с приятными манерами, и сказал: «Не хочешь ли сделать одно очень простое дело ради вознесения души своей матери?»
Меня заинтриговало выражение «очень простое дело», и я тут же ответил: «Готов». Разве кто-то откажется сделать простое дело ради вознесения души матери?
Услышав мой положительный ответ, этот религиозный родственник сказал, что каждую пятницу перед наступлением шаббата мне нужно выключать лампочку в холодильнике, чтобы при его открытии в шаббат она не загоралась. «Такое вот соблюдение шаббата посвяти вознесению души матери», — закончил он.
Я так и сделал. Каждую пятницу с приближением шаббата я отключал лампочку в холодильнике, осознавая, что делаю это ради мамы. Разве может быть что-нибудь проще?
Но не прошло и трех шаббатов, как я начал задавать себе вопрос: если ты не включаешь лампочку в холодильнике, то почему продолжаешь зажигать свет в гостиной и в остальных комнатах?
Я старался заглушить этот вопрос, который снова и снова начинал бродить у меня внутри, но ничего не помогало. Поскольку я считаю себя человеком, поступающим по законам логики, я продолжал постоянно размышлять сам с собой: «Если ты не включаешь лампочку в холодильнике, то перестань включать и остальное освещение в доме».
В итоге я пригласил специалиста по электропроводке, чтобы он установил в квартире «часы шаббата» — прибор, который автоматически включает и отключает электричество в установленное заранее время. Так я смог воздержаться от включения света в комнатах.
Затем настала очередь радио, стоявшего у меня дома. Если уж я дошел до того, что не включаю свет в комнатах и в холодильнике, то почему продолжаю разрешать себе включать радиоприемник? В итоге под воздействием этой мысли я и радио перестал слушать по шаббатам.
После этого ко мне закрался следующий вопрос: если свет ты не включаешь и радио не слушаешь, то почему используешь автомобиль в шаббат?
Так я начал медленный и постепенный процесс отказа от всевозможных нарушений законов шаббата, пока с Б-жьей помощью не пришел к тому, чтобы соблюдать практически все запреты, связанные с этим днем.
Однажды вечером в шаббат мне стало чрезвычайно скучно — ведь радио я не слушал, на автомобиле не ездил. Что оставалось делать?
В тот момент я вспомнил, что как раз недалеко от дома есть одна синагога. Я встал и отправился туда.
Молящиеся и рав встретили меня приветливо. После молитвы я ощутил невиданное ранее воодушевление. После этого, к моему удивлению, рав подошел ко мне и пригласил присоединиться к трапезе шаббата у него дома. Едва ли нужно упоминать чувство, которое родилось во мне в тот момент. Как такой «грешник», как я, смог удостоиться ужинать вместе с раввином нашего района?
Трапеза прошла с приподнятым настроением. Сразу после этого я вышел вместе с равом и отправился с ним на его постоянный урок в той же синагоге. Рав посадил меня рядом с собой, и весь урок прошел с прекрасным духовным чувством.
Так, «словно прохладную воду для усталой души», я начал принимать на себя бремя Торы и заповедей, пока не превратился полностью в бааль-тшува — вернулся к религии (Бархи Нафши).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»