«Да не осквернится муж в народе своем» (21:4). Наша глава начинается с заповеди о нечистоте коэнов — с запрета оскверняться мертвецами. Тора прилагает к этому обоснование, открывающее широкую дверь для любого — не только для коэнов: «Да не осквернится муж в народе своем». Наш учитель Рамбан объяснил это так: «С учетом высоты коэна, поскольку он достоин быть великим и почитаемым в своем народе, его предостерегают, чтобы он никогда не терял своего достоинства».
Праведный гаон раби Йерухам а-Леви из Мира отмечал, что через это святая Тора дала нам общее указание, касающееся каждого человека, а не только коэнов: каждый еврей, просто потому что он еврей, обладает высоким достоинством, и ему нельзя вести себя как иноземцу, разделять образ жизни, стиль одежды, музыку и песни других народов. «Ты еврей, береги свое достоинство!»
Соблюдающий Тору и заповеди обладает особым статусом, а «благородство обязывает». Оно обязывает разговаривать более утонченно, одеваться более скромно, вести себя более сдержанно. Ученик ешивы обладает еще большим достоинством, и к нему это предостережение применимо в семь раз больше: не в любом месте он может показываться и не в любой одежде он может ходить. Он должен быть отличим по своей речи, поведению и манерам. Своим появлением он освящает Имя Небес. И насколько больше все это относится к нему, если он достиг положения рава или преподавателя Торы, «великого и почитаемого в своем народе».
Сказанное актуально в том числе (и в особенности!) для родителей: вы велики и почитаемы в глазах ваших отпрысков, так постарайтесь вести себя подобающе, чтобы ваше достоинство не упало в их глазах.
Будучи в возрасте около 25 лет, святой гаон раби Шломо Элиэзер Альфандри уже стоял во главе большой ешивы в Стамбуле. Когда султан Абдул Хамид взошел на престол, у него было много врагов и ненавистников.
Султан обратился к главному раввину и попросил благословения, чтобы удержаться у власти. Среди всех великих евреев Турции главный раввин выбрал именно Шломо Элиэзера Альфандри, чтобы представить его перед султаном. Тот дал ему благословение, и все враги султана потерпели поражение.
Спустя несколько лет, рав Альфандри переехал в Дамаск и стал работать там главным раввином. Он снискал огромное уважение, и каждое его слово воспринималось как закон. В Дамаске жила одна еврейская семья, в которой росла дочь, одаренная чудесным голосом. К ней приходили и просили ее выступать на праздниках и свадьбах, петь на радость собравшимся, обещая высокую плату. Когда это стало известно раву Альфандри, он тотчас отправил посланника к ее отцу и потребовал от него публично положить конец этому порочному обычаю: «Таков совет злого начала, а “голос женщины — как ее нагота” (Брахот 24 а). Иначе ты пренебрегаешь своей дочерью и вводишь в грех гостей». Ясное дело, отец подчинился этому повелению.
В тот же день к нему пришли правительственные посланники. Заместитель правителя выдает замуж свою дочь и просит, чтобы знаменитая певица присутствовала при этом и усладила слух гостей своим пением.
«Моя дочь больше не поет», — ответил отец.
Ведь таково постановление рава, а его слово — закон.
Но заместитель правителя заявил: «Сейчас я покажу тебе, чье слово здесь на самом деле закон».
Он приказал привести к нему рава и в его присутствии послал телеграмму султану, в которой жаловался на это «дремучее бескультурье», непозволяющее еврейской певице выступать перед мужчинами. Он просил разрешение султана уволить еврейского раввина с его должности.
«Подождем здесь, пока придет ответ», — сказал он.
Они сидели, пока не пришла ответная телеграмма от султана: немедленно изгнать помощника правителя из Дамаска.
Султан помнил рава Альфандри и силу его благословения, при помощи которой он удержался на престоле. Так относился турецкий султан, глава Отоманской Империи, к раввинам и их усилиям сохранять ограду скромности в народе Израиля (Майян а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его