«И окропит очищающегося» (14:7). В книге «Мешех Хохма» говорится, что прокаженный в Торе называется «очищающийся», а не «очищаемый», потому что он обязан помогать процессу своего очищения. Должен сам стремиться к чистоте с помощью пробуждения, которое приведет к раскаянию.
Один из руководителей ешив передает рассказ, способный научить нас тому, как важно собственное пробуждение человека для того, чтобы придти к тшуве.
Однажды гаон раби Акива Эйгер сидел после полуночи со своим сыном и занимался Торой. Внезапно раздался стук в дверь, и пришедшие посланники сообщили раву, который в ту пору возвглавлял общину в Познани, чтобы необходимо собрать большую сумму для выкупа пленных.
Встал гаон, одел пальто и сказал сыну: «Мы идем в такое-то место». Показывая пальцем направление, он упомянул, что в этом месте сидят бездельники и играют в карты по вечерам.
Встал главный раввин Познани и пошел в путь. И вот, он стучит в дверь картежников. Когда дверь открылась, присутствовавшие там онемели и испугались. Они тоже знали о величии и достоинствах главного раввина города. Они были встревожена его визитом, не понимая, что ему вдруг потребовалось от них именно в эту ночь.
Но раби Акива Эйгер уже ждал этого вопроса. Он заговорил с ними мягко и объяснил величие заповеди, которая сама пришла к нему сейчас. Он попросил собравшихся пожертвовать деньги на выкуп пленных.
Несмотря на порочность этих людей, началось оживление, и за короткое время собралась неплохая сумма, которой хватило, чтобы исполнить заповедь. Раби Акива Эйгер взял деньги в руки и поблагодарил людей, но тут произошло нечто ужасное. Его лицо внезапно изменилось, и он начал кричать на людей в комнате, что они тратят время впустую, и жестко упрекал их за их недостойное поведение.
Встал один из игроков и дерзко спросил: «Простите, господин, но хотелось бы знать, почему эти крики исходят из Ваших уст лишь после того, как деньги уже у Вас в руках? Не с них ли следовало начать, войдя в комнату?»
Казалось, рав словно ожидал этого вопроса: «Ваше низкое духовное состояние тревожило меня уже долгое время, и как раввин города, я молился за вас, чтобы вы удостоились совершить тшуву, но безрезультатно.
Я ждал подходящего момента, когда у вас начнется собственное пробуждение, чтобы суметь повлиять на вас и передать “пробуждение свыше”. Это случилось здесь, в этой самой комнате.
Когда я вошел и попросил пожертвовать деньги на великую заповедь, а вы согласились, эта заповедь оказала воздействие в ваших сердцах и вызвала желаемое пробуждение. Это был самый подходящий момент, чтобы высказать упреки. Пусть эта сила, что проявилась у вас сейчас, произведет эффект, и вы раскаитесь» (Бархи Нафши).
Читайте: Игры, азарт и азартные игры в иудаизме
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его