«Уважай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои» (20:12). Наш учитель Саадия Гаон спрашивает: почему именно в заповеди уважения к родителям Тора решила упомянуть о награде за нее? «Чтобы продлились дни твои». Ничего подобного мы не находим в других заповедях.
Он дает на это интересное объяснение. Долголетие — это не столько чудесная награда, сколько прогноз на будущее. Тора говорит человеку: если ты будешь с уважением относиться к своим отцу и матери, к тебе придет особое благословение, удлинняющее тебе жизнь. Твои дети вырастут в атмосфере уважения к старшим в семье, и когда ты сам состаришься, они будут с радостью помогать тебе. Соответственно, твоя жизнь и на склоне лет будет продолжаться с удовольствием. С другой стороны, если ты проявишь небрежность в уважении к родителям, то и дети твои тебя не почтят. В таком случае лучше бы тебе не жить слишком долго.
Наш учитель рав Йосеф Хаим (в книге Нифлаим Маасейха) приводит удивительный рассказ.
Дело было с одним богачем, у которого был бедный пожилой отец, живущий трудной жизнью. Этот отец жил в доме сына, но сыну вместе с ним приходилось нелегко. В голове у старика царила полная неразбериха, он докучал всем многочисленными требованиями и вызывал массу неприятностей. Постоянно он что-то делал не так — то проливал суп, то пачкал пол, то спотыкался и разбивал дорогую вазу, а иногда случайно рвал книгу, которую держал трясущимися от старости руками.
Вся семья старалась держаться, но в один прекрасный день в чашу их терпения упала последняя капля. В дом к богачу пришли важные гости. Он с большим почетом проводил их в просторный зал и сел рядом с ними для обсуждения вопроса, ради которого и была назначена встреча. И вот в комнате появился старый отец и своим безумным поведением заставил сына испытать стыд перед гостями. Его лицо покраснело, и он принял решение отослать старика из дома.
«Пусть идет себе собирать милостыню, вместе с остальными городскими нищими! Зачем мне страдать всю жизнь из-за него?!» — воскликнул хозяин дома.
Приняв решение, он так и поступил. Это было зимнее время, и когда наступила ночь, на улице похолодало. Богатый сын лежал в отопленной комнате на кровати, застеленной мягкими шелками, накрытый теплым одеялом. А его старый отец пытался заснуть на постели из тряпок в углу улицы и согреться под лохмотьями, которые помогали ему не больше, чем соленая вода для испытывающего жажду. Каким-то чудесным образом, ему все-таки удалось провести эту ночь.
У богача был маленький сын с добрым сердцем и чуткой душой. Утром, когда он пошел по улице в школу, он содрогнулся от того, что предстало его глазам. На углу улицы сидел его дедушка в изношенной одежде, а все его тело дрожало от холода. Казалось, уже долгое время ни один кусок пищи не входил в рот к старику. Побуждаемый естественным чувством милосердия, ребенок подошел к нему и отдал бутерброд, который приготовила ему мать для завтрака в школе. Он также протянул старику несколько монет, которые отыскал у себя в кармане.
Спустя некоторое время, ребенок побежал домой, чтобы рассказать отцу о том, что видел. Быть может, тот пожалеет дедушку и вернет его в дом? Но каково же было его удивление, когда прозвучал холодный ответ отца. Тот вовсе и не обратил внимание на критическое состояние старика. Он лишь по своей «щедрости» сказал мальчику, что тот может подняться на чердак и посмотреть там в одном из ящиков, среди ненужного хлама, старое пальто, которое уже ни на что не годится. «Можешь отнести его дедушке», — сердито закончил богач.
Ребенок поспешил на чердак, но сердце его сжалось, едва он увидел это пальто. Оно было таким старым и никчемным! Слезы потекли из его глаз: неужели отец ничего больше не сделает для бедного старика?! Как можно заставить этого бездушного человека прозреть и увидеть свою ошибку? Как смягчить его бесчувственное сердце?
Внезапно у мальчика появилась идея. Одной рукой он схватил изношенное пальто, а второй нащупал на чердаке большие ножницы. Быстро сбежав по ступенькам вниз, он посреди комнаты начал резать пальто, пока не разделил его на две части на глазах у изумленного отца.
«Что это ты делаешь? Зачем ты разрезал пальто?!» — воскливнул отец, не понимая, что происходит.
Ребенок посмотрел в глаза отцу и простодушно заявил: «Я разрезаю пальто для тебя и из уважения к тебе! Когда пройдут годы, и ты станешь старым и дряхлым, а я больше не смогу держать тебя дома, тебе не придется дрожать от холода, пока кто-то пойдет и принесет тебе пальто. Ведь я уже сейчас разрезаю его: половину я сейчас пойду и отнесу дедушке, как ты и посоветовал мне, а вторую буду хранить на чердаке, чтобы отдать тебе на старость, когда наступят суровые зимние холода…»
Несколько минут отец молчал в изумлении. Услышанное перевернуло всю его душу. Слова сына заставили лед в его сердце растаять. Собравшись с мыслями, он побежал на улицу в поисках своего отца. А когда нашел его, вернул в дом и простерся перед ним на полу, умоляя о прощении. Он подарил ему лучшие одежды и посадил с почетом во главе стола (Оцротейну).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его