«С Всесильным ходил Ноах» (6:9). Птица способна взлетать все выше и выше, но при условии что будет непрерывно махать крыльями. Если же она на мгновение перестанет, то сразу полетит вниз. Так и с человеком, — говорит гаон раби Исраэль из Саланта, — пока он безостановочно работает для продвижения в служении Б-гу, он может взлетать и подниматься к высоким духовным ступеням. Но если остановится в этом движении — рискует скатиться в самый низ.
В книге «Од Йосеф Хай» (глава Лех Леха) наш учитель рав Йосеф Хаим объясняет, что ангелы называются «стоящими» (Зехария 3:7): «И сделал Я тебя идущим среди стоящих этих», потому что они всегда стоят на своем месте — не восходят к праведности и не опускаются в грех. Ведь для них не остается выбора, совершать ли добро или зло. Праведники же, в отличие от них, все время идут от ступени к ступени, преодолевают злое начало в себе и возвышаются к новым вершинам.
Так объясняют похвалу, высказанную в Писании Ноаху: «С Всесильным ходил Ноах». Его величие и благоволение в глазах Б-га были связаны с тем, что он всегда ходил. Он никогда на стоял просто так, никогда не чувствовал, будто уже достиг конца пути. Он все время жил с ощущением того, что впереди еще длинная дорога к совершенству в служении Творцу.
После выхода из ковчега Ноах посадил виноградник, выпил вина, опьянел и заснул. Он подумал, что после всего, что с ним случилось, он вправе остановиться в продвижении. Последствия же этого, как мы знаем, были тяжкими и горькими.
Человек обязан всю свою жизнь вести непрерывный процесс подъема и восхождения, не останавливаясь посередине. За одно мгновение остановки он рискует потерять все, чего достиг. Что происходит, если вода реки перестает течь и собирается в одно место? К ней примешивается тина и ил, и она становится мутной. Пока же вода течет, никакая грязь не скапливается в ней. И пока мы продолжаем путь восхождения, мы удостаиваемся всех благ.
Прекрасную притчу по этому поводу мы находим у рава Йосефа Хаима.
Один крестьянин из деревни видел интересный сон. Там была лестница, стоящая на земле, высотой в сто ступенек. Царь взбирался по ней примерно на уровне пятидесятой ступеньки. Крестьянин пересказал этот сон жене, а та простодушно заявила: «Пойди да и расскажи про этот сон царю — может, ему понравится, и он подарит тебе что-нибудь».
На следующее утро крестьянин отправился во дворец царя, постучал в двери и сообщил стражам, что у него есть для царя секрет. Получив разрешение, он вошел в чертог и рассказал царю то, что видел ночью в постели. Такой сон царю понравился — он увидел в этом знак процветания государства. В качестве признательности он приказал казначею передать крестьянину 50 золотых монет по числу ступенек в сновидении.
Как бывает у болтливых женщин, этот рассказ переходил из уст в уста, пока не дошел до любопытной соседки нашего крестьянина. И вот она подумала: «Почему бы и нам не получить такой подарок? Поговорю с мужем и предложу ему пойти к царю и рассказать о похожем сне. Но чем довольствоваться малым, лучше расскажем ему, что в этот раз царь добрался до вершины и встал на сотую ступень». Она поспешила передать этот замысел мужу: «Царь непременно даст тебе вдвое больше, чем нашему соседу. Ведь лестница состоит из ста ступеней».
Поначалу ее муж отказался нести эту ложь, чистосердечно ответив супруге: «Что поделать, но никакого сна не было. Да и вообще я редко вижу сны». Но она продолжала убеждать его изо дня в день: «Сколько еще ты будешь ждать? У нас есть редкая возможность раз и навсегда избавиться от нищеты. Тебе нечего опасаться! Откуда царю знать, действительно ли ты видел сон или нет?»
Крестьянин хотел избавиться наконец от этих непрестанных разговоров и пошел по совету жены к царскому дворцу. И вот этот «сновидец» предстает перед царем и с искусственным воодушевлением произносит: «Видел я в сновидении Ваше величество, как Вы взбирались по лестнице высотой в сто ступенек, пока не достигли ее вершины». Завершив свою речь, он стоял в ожидании награды.
Но как велико было разочарование, когда царь сделал скептическое выражение лица, приказав тотчас выкинуть его из дворца. Когда крестьянина уже уводили с позором, он напоследок попросил дать ему сказать еще несколько слов: «Некоторое время назад, — начал он, — здесь был мой сосед, рассказывающий о сновидении, очень похожем на мое. Причем там Ваше величество поднялись лишь до пятидесятой ступени. И тем не менее Вы подарили моему соседу 50 золотых. За мой же сон, где Вы оказались на вершине, Вы прогоняете меня из дворца?»
«Во сне твоего соседа, — ответил царь, — я был посередине лестницы, в процессе восхождения, и мне было, к чему стремиться. Подъем означает благословение, а за это нежалко и награду дать. Ты же поставил меня на вершину лестницы, и теперь мне уже некуда двигаться, кроме как вниз. Это дурной знак, и потому ты уходишь с пустыми руками».
Вывод из этой притчи очевиден. Если мы постоянно будем чувствовать, что находимся в середине пути духовного восхождения, и нам еще многое предстоит изучить и сделать, то будем всегда в состоянии подъема. Если же решим, что уже достигли совершенства и находимся на вершине лестницы, далее последует спуск. Давайте все время двигаться вперед и не останавливаться! (Оцротейну)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский