«В пустыне, в степи, напротив Суфа» (1:1). Рав Гедалия Айзман, машгиах в ешиве «Коль Тора» в Иерусалиме, рассказывал.
Однажды я слышал от гаона раби Баруха Бера из Камениц о том, как автор книги «Бейт Леви» из Бриска пошел со своими учениками в лес. Все его тело охватила дрожь, и он стал жаловаться на слабость и страшное ощущение. Его спутники не поняли, что случилось, и поспешили вернуться вместе с ним домой. Едва лишь они отдалились от того места, как он удивительным образом оправился. Дрожь прекратилась, самочувствие восстановилось.
Провели расследование, и выяснилось, что в том лесу, на том самом месте, некогда стояла церковь (из книги «Увдот ве-Анагот ле-Вейт Бриск» 2:324).
Рассказывют, что гаон раби Элияу Рагулер совершенствовался в Торе, обучаясь в ешиве «Слободка», а затем был назначен раввином в городе Калиш. После этого он жаловался, что уже не может расти в Торе, как прежде. Ведь в слободке не было церкви, а в Калише она есть («Агадат Арзей Леванон» 2:156-157).
«Если двое сидели вместе, и не было между ними слов Торы, то это посиделки насмешников, как сказано (Теилим 1:1): “На посиделках насмешников не сидел”» (Авот 3:2). Гаон раби Ицхак из Воложина объяснял это так (Милей де-Авот): «На самом деле место, где сидят и занимаются Торой, освящается и возвышается благодаря этому. Также, не дай Б-г, верно и обратное: место, где насмехаются, само оскверняется и оскверняет других, так что даже само это название “посиделки насмешников” прилипает к нему».
В святом Зоаре рассказывается (ч. 2, 9 а), как раби Хия и раби Йоси шли по дороге. Им встретился некий человек и предупредил их не ходить дальше по этому пути. Он повел их обходной дорогой и сказал: «Однажды здесь проходил мудрец, а его встретили разбойники и убили. С тех пор это место стало опасным, и каждый, кто проходит по нему, подвергается риску».
Наши мудрецы говорят, что туда, где человек совершает какой-либо грех, он привлекает нечистоту. Это приводит к тому, что если кто-то пройдет по такому месту, эти нечистые силы облачатся в него и внесут в его сердце чужеродные мысли наподобие того греха. Поэтому иногда мы видим, что человек приходит в какое-то место, и им вдруг овладевает злая мысль, которая никогда прежде не приходила ему в голову. Так происходит потому, что в том месте некогда сделали какой-то похожий грех, и нечистота этого места облачилась в него и внесла к нему эти мысли. Это похоже на вшивого человека, который оставляет вшей повсюду, где ложится, и каждый, кто потом ляжет там, может подцепить их (Сиах Ицхак 67).
Когда святой рав из Вижниц, автор «Имрей Хаим», обдумывал идею создания города для спасшихся от холокоста, он поехал в Америку искать необходимое финансирование. Согласно требованию врачей он каждый день выходил на часовую прогулку, а помощник нес рядом складной стул. Когда он хотел немного передохнуть, то присаживался на него.
В один прекрасный день помощник сказал: «Раби, на всем пути стоит много скамеек. Зачем нужно нести этот стул?»
«Если тебе трудно, я сам его понесу», — ответил рав.
«Никак нет. Но я все-таки хочу понять…» — продолжил спрашивать помощник.
«Я тебе объясню, — ответил тот, — мы находимся в Америке. Кто знает, какие люди сидели на этих скамейках, как они себя вели и о чем думали. Я не хочу заразиться этим».
К чему весь этот разговор? В начале книги Дварим Моше упоминает места, по которым сыны Израиля прошли: «в пустыне» разгневали Б-га, «в степи» согрешили, «напротив Суфа» не хотели входить в море, «между Параном» согрешили разведчики, «между Тофелем» сказали, что ман невкусный. Ужасно! Место получило название совершенного в нем греха. Оно теперь связано с этим грехом и буквально излучает его!
Мы должны строго следить за тем, чтобы исполнять заповеди дома, и чтобы наш дом стал обителью Шхины и излучал святость. Мы должны отдаляться от собраний насмешников, от злословия и сплетен (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский