«И разгневался Моше на начальников армии» (31:14). Моше Рабейну разгневался на них за то, что оставили в живых женщин, введших в грех сынов Израиля. Сразу после этого идет отрывок об очищении коэном Элазаром добытых на войне сосудов, от имени Моше. Почему же сам Моше не сказал об этом? Раши комментирует это так: «Поскольку Моше впал в гнев, он пришел к ошибке — ускользнули от него законы очищения сосудов».
Автор книги «Сифтей Коэн» написал, что гнев Моше Рабейну действительно был излишним. Если бы он хорошенько во всем разобрался, ему бы стало ясно, что женщин привели в стан, чтобы убить. Но прежде хотели освятить Имя Небес и явить силу Всевышнего — что двенадцать тысяч человек одолели столь большой народ, в котором тридцать две тысячи девочек моложе трех лет. Представьте теперь, как много у них было воинов, и все они были убиты, тогда как среди сынов Израиля никто не погиб.
Отсюда мы учим, что не стоит делать скоропалительных выводов и сразу же осуждать. Нужно подождать и постараться увидеть в каждом деле руку Б-жью, которая всегда ведет все к добру.
Приведем рассказ, который мы слышали из первых уст. Из него можно извлечь силу, чтобы укрепиться в вере в важнейший принцип — что все, что совершает Всевышний, Он делает во благо. И даже если иногда нам кажется, что произошедшее с нами событие не сулит ничего хорошего, важно помнить, что Творец знает все, и только Он знает, как именно это событие приведет к добру.
Эта история приключилась с одним учащимся, знатоком Торы, который назначил очередь к зубному врачу. Ему нужно было поставить коронку на один из зубов. Это считается вовсе не сложной операцией, и никакого особого риска с ней не связано. Но в данном случае процедура не прошла гладко.
Врач приготовил коронку, но когда просунул ее в рот пациенту, чтобы «одеть» на зуб, она соскользнула с прибора, на котором держалась, и упала тому прямо в горло. Это было чрезвычайно опасно, так как одна сторона коронки очень острая. Опасались, что если она попала в горло именно этой стороной, то может разорвать пищевод.
Дантист поспешно отправил пациента в больницу, а там его отвели сделать срочный снимок в отделение рентгена. Тем временем пришли несколько его друзей, которые услышали о происшедшем. Один из них даже заявил: «Вот только закончится процедура, и я подам на дантиста в суд. Пусть знает, с кем имеет дело, и что нельзя так пренебрегать своей врачебной ответственностью».
Родные напряженно ждали рядом с отделением рентгена. Врач вышел с хмурым выражением лица и произнес следующее: «Мы сделали вашему родному снимки с разных ракурсов и, к счастью, выяснилось, что коронка упала в горло тупой стороной. По этому поводу опасаться нечего».
«Однако же, — продолжил врач, — я должен сообщить вам, что в процессе сложного обследования, сделанного нами, мы нашли другое тревожное явление в горле. Оно напоминает раковую опухоль на ранних стадиях развития. Если бы не снимки, сделанные из-за коронки, не было бы никаких шансов найти ее».
Сам пациент также утверждал, что не чувствует никакой боли в горле. Очевидно, что со своей стороны он точно не стал бы обращаться к врачу по этому поводу. Только благодаря снимкам, сделанным из-за упавшей в горло коронки, была найдена опухоль. Врачи единогласно высказались, что на таком раннем этапе не будет сложностей нейтрализовать опухоль химиотерапией. И действительно, сразу после этого начали серию процедур, и опухоль полностью прошла. Так жизнь человека была спасена.
Теперь попробуем задуматься, что же здесь произошло. Ясно, что теперь каждый устыдит того друга, который угрожал стоматологу. Родные пациента придут и скажут ему, чтобы он не смел подавать в суд. Ведь выяснилось, что все случившееся было на благо их близкому.
Никто не сомневается, что врач действительно отнесся безответственно и допустил серьезный промах в своей работе. Он недостаточно бдительно следил за тем, что происходит. Но только Творец знал, что наибольшее благо, какое можно сделать знатоку Торы в этот момент, — это чтобы коронка упала ему в горло.
Иными словами, мы говорим не о каком-то благе, которое приходится принимать как таковое за неимением иных возможностей. Нельзя сказать: «Лучше бы этого не случалось!» Напротив, в такой ситуации не было ничего лучше, чем падение коронки в горло.
Если смотреть нашими человеческими глазами, реальность видится полностью перевернутой. Кажется, что случилось несчастье. Но тому, кто верит в Творца мира и знает, что все, что Он делает, несет в себе благо, кто верит в это всем сердцем — тому нетрудно оставаться спокойным и безмятежным даже в разгар тяжелых событий.
Верно, что говорить об этом легко, а чувствовать это трудно, но в этом-то и состоит одна из главных обязанностей, возложенных на нас и на каждого человека в мире. Верить всем сердцем и воспитывать так своих детей, что все происходящее под солнцем совершается нам на благо, даже если нам так не кажется…
Нет сомнений, что можно придти к таким истинным ощущениям даже в случае с большими бедствиями. Но главный совет заключается в том, чтобы начать работать над собой в «малых бедствиях» — например, когда мы случайно опоздали на автобус или ударились и получили ссадину. По меньшей мере в таких случаях можно воспитать детей так, чтобы они смотрели и осознавали силу Б-га, который делает все это и при том лишь ради нашего блага.
Если начать с малого и приучить свою мысль видеть руку Б-га во всех событиях, мы скоро придем к состоянию, когда эта вера уже не будет отходить от наших сердец и в более серьезных случаях, да не постигнут они никого из народа Израиля (Леханех Бесимха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский