«И созрел на нем миндаль» (17:23). Рав Х. И. Д. Азулай писал, что в старой забытой рукописи от учеников раби Йеуды Хасида он нашел, что среди миндальных деревьев встречаются «мужские», которые сами не дают плодов, но оплодотворяют своей пыльцой «женские» деревья, на которых уже растут орехи.
Всевышний намекает через это на то, что и служение коэна в храме поднимается в верхний мир и производит там свое действие, чтобы принести плоды и призвать доброе влияние и благословение на землю.
Рав Азулай добавляет к этому, что слово «миндаль» (שקדים) состоит из тех же букв, что и «храм мой» (מקדשי). Это намек на верхний, духовный храм, соответствующий нижнему земному. Священные акты служения, совершаемые здесь, поднимаются и производят свое воздействие там.
Как известно, молитвы были установлены вместо жертвоприношений. Каждая молитва восходит на небо и производит там свое действие, чтобы привлечь к нам спасение, утешение и изобилие.
Когда мы сталкиваемся с рассказом о чудесах, в котором видна власть праведника над природой, можно объяснить, что речь в нем идет не о буквальном чуде — просто этот праведник достиг уровня, подобного состоянию первого человека, Адама до греха, который властвовал над самой природой.
Так, пожалуй, можно объяснить и то, что произошло с Хананией, Мишаэлем и Азарией, которых царь бросил в клетку со львами, и ничего с ними не случилось. Эти трое праведников достигли уровня Адама, и их власть над животными была совершенно естественной.
В последнее время стала известна страшная история со времен второй мировой войны, произошедшая с одним известным праведником, сбежавшим от нацистов и заблудившемся в дороге. Он шел все дальше и дальше через лес, пока не увидел издали освещенный дом и постучал в дверь. Тогда-то ему и стало ясно, какую горькую ошибку он совершил.
Этот дом служил штабом для нацистских офицеров. Он вошел в полном смысле в пасть ко льву. В дальнейшем выяснилось, что ради собственной безопасности и чтобы укрыть штаб от нежелательных гостей, немцы разместили на тропинках, ведущих к дому, десятки свирепых боевых собак, чтобы всякий чужак, оказавшийся поблизости, был немедленно растерзан ими в клочья.
Немцы, заметившие «жирную добычу», попавшую в их сеть, были поражены тому, что собаки не тронули этого еврея. Они вначале даже не поверили собственным глазам. Чтобы убедиться во всем самостоятельно, они обратились к еврею и сказали: «Если хочешь остаться в живых, у нас к тебе одно требование: иди обратно и проследуй по центральной тропинке, ведущей к дому, а затем вернись к нам. Если сделаешь так, мы сохраним тебе жизнь».
Так и поступили. Праведник прошел по тропинке, а собаки даже пасть не открыли и ничего ему не сделали. В итоге он спасся от смерти.
Рав Яаков Колодский рассказал удивительную историю, произошедшую с одним из богатых евреев Лондона — равом Полаком. Он жертвовал большие суммы на поддержание сирот, и однажды к нему наведался А. Гальперин, раввин из Голдс Грин, чтобы попросить солидную сумму на свадьбу одного сироты. Рав Гальперин сказал Полаку, что если тот даст деньги, его дочь выйдет замуж в ближайшее время.
«Можешь ли ты гарантировать мне это?» — спросил рав Полак.
Его собеседник ответил с полной уверенностью: «Я гарантирую».
«А что будет, если она все-таки не выйдет замуж?» — не успокаивался рав Полак.
«Тогда ты будешь вправе расклеить по всему Лондону плакаты о том, что я вор», — ответил рав Гальперин.
Что же произошло дальше? Рав Полак выдал требуемую сумму, и буквально через две недели его дочь нашла себе жениха.
В этом случае, как и в предыдущем, мы можем дать аналогичное объяснение. Мудрец, занимавшийся заботой о сиротах, получил свыше определенную степень власти над природой. Его благословение удивительным образом осуществилось.
Дополнительное объяснение этому можно отыскать в Гмаре (Бава Батра 10 а). Там приводится цитата из книги Мишлей: «Кто проявляет милосердие к бедному, тот (словно) дает взаймы Б-гу». Гмара говорит, что если бы такое не было прямым текстом выражено в Писании, никто не вправе был бы сказать это. Человек, который помогает бедному и поступает с ним по милосердию, словно превращается в кредитора, дающего в долг Самому Всевышнему! В нашей истории произошло то же самое: рав Полак сделал денежные пожертвования бедному, и в итоге это было засчитано для него как огромная заслуга.
В этой связи рав И. Зильберштейн рассказывал, как один знаток Торы встретил гаона рава Рефаэля Соловейчика. Произошло это в дни между Йом Кипуром и Суккот. Он обратил внимание на то, что лицо у того не такое уж радостное (каким подобало бы ему быть в эти предпраздничные дни, когда старые грехи прощены, а впереди ожидает «время нашей радости»).
«Быть может, Вы не нашли для себя четыре вида (растений, необходимых для заповеди в Суккот)?» — спросил собеседник рава Соловейчика.
На это гаон ответил ему: «Верно, я действительно никак не могу отыскать четыре вида. Но это вовсе не этрог с пальмовой ветвью и не мирт с ивой. Я ищу тех четверых, о которых говорил Всевышний: “Если ты порадуешь Мое, я порадую твое”. Речь идет о сиротах и вдовах, пришельцах (герах) и левитах. Нужно творить для них милосердие и радовать их в эти праздничные дни!» (Леханех Бесимха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский