Темы: Ахарей мот, Оцарот
«Обитающий с ними в их нечистоте» (16:16). Из этой фразы можно доказать, что гордыня — худший из пороков. Ведь в отношении всех грехов здесь сказано: «Обитающий с ними в их нечистоте» — даже когда сыны Израиля погружены в нечистоту грехов, Шхина пребывает там с ними.
Что же касается гордеца и высокомерного, о них сказано: «Высокомерного и с широким сердцем не могу стерпеть» (Теилим 101:5). Наши мудрецы сказали об этом: «Не можем Я и он жить в мире вместе» (Сота 5 а).
В народе есть известное выражение: «За всяким, кто убегает от почета, почет гонится». Оно происходит от высказывания мудрецов: «За каждым, кто убегает от величия, величие возвращается» (Эрувин 13 б). Казалось бы, — спрашивает Хафец Хаим, — что можно выучить из дополнительного слово «всякий», использованного в этой фразе?
Он отвечает: это призвано указать нам, что даже простой человек, не заслуживающий почета и величия, но наделенный этим чудесным качеством избегания почета, в итоге тоже окажется почитаем.
В этом объяснении Хафец Хаим каждый раз находил утешение, когда почет преследовал его самого вопреки его воле. Он говорил себе, что поскольку одарен склонностью избегать его, почет гонится за ним по пятам.
Рассказывает рав И. Зильберштейн: как-то раз я участвовал в религиозной трапезе и выступал на тему того, насколько это ничтожная и незначительная вещь — почет. Внезапно двое человек попросили право высказаться, заявив, что у них есть личные истории, которые смогут проиллюстрировать сказанное мною.
Первый из этих двоих представился как предыдущий мэр одного из крупных израильских городов. Он рассказал, что когда еще занимал свой пост, в Пурим ему посылали сотни подарков. «Когда же я ушел с этой должности, то не получал в Пурим ни одной посылки», — сообщил он.
«Это доказывает, что все посылавшие подарки заботились лишь о собственных интересах. Они хотели оказаться поближе к мэру и понравиться ему. Но едва лишь они поняли, что я больше уже не смогу им помогать, так сразу же перестали обращать на меня всякое внимание.
Отсюда я выучил, насколько иллюзорным является почет. А вместе с этим понял (хотя и поздновато) всю его бесполезность и пустоту — совершенно не оправданно стремиться к нему».
Второй человек, желавший высказаться, был офицером армии. Он рассказал, как много лет назад, когда в Израиль приехал американский президент, он принял участие в деятельности армейского «почетного подразделения», которое должно было встречать этого президента в аэропорту, при спуске с самолета.
Когда мы видим на страницах газет солдат, которые стоят у аэродрома с оружием на плечах, в идеальном порядке, и встречают с почестями важного гостя, нам кажется, что это вовсе не трудная задача. Им всего-то навсего нужно ровно стоять и ничего более…
На самом же деле все отнюдь не так просто. Солдаты почетной стражи должны стоять в течение долгого времени, не делая ни малейшего движения. Иногда им приходится стоять под палящим солнцем или под проливным дождем, и им запрещено даже шевелить головой, не говоря уже о том, чтобы сходить с места. А представьте, каково это, если еще назойливая муха вьется рядом с лицом. И в добавок, все это время приходится держать в руках нелегкое оружие.
Из-за таких тягот подобное подразделение проходит долгую тренировку, подготавливающую его к исполнению этой роли. Мы, — рассказывал офицер, — перед приездом президента проходили тренировку в пустыне в самые жаркие дни года.
Эта задача была настолько трудной, что в ходе тренировки у некоторых солдат сорвалось с языка выражение типа «Хорошо бы, чтобы американский самолет не прилетел, и нам не пришлось бы стоять на солнце». Очевидно, солдаты не были счастливы от такой беспощадной муштры, которой приходилось заниматься из-за президентского визита.
Однако им ничего не помогло. Президент прилетел, и его самолет приземлился в аэропорту Израиля. Они встретили его в качестве особого почетного караула — но не раньше, чем прождали несколько часов под палящим солнцем, буквально засыхая от жары.
Что меня особенно разозлило, — пожаловался офицер, — так это сообщение, которое появилось на следующий день в газетах. Там говорилось, что «почетная стража встретила президента с огромным уважением и с глубокими дружескими чувствами».
И тогда я сказал себе: «Посмотрите, в каком мире лжи мы живем! Ведь я и сам присутствовал при этом событии. Могу засвидетельствовать, что ни один из солдат почетной стражи не был проникнут к американскому президенту никакими “дружескими чувствами”. Все были исполнены страшной нервозности и раздражения из-за того, что пришлось так долго стоять на жаре, под лучами невыносимого солнца».
Это тоже один из признаков фальшивого почета и славы нашего мира!
Оба выступавших за трапезой отметили, что лишь в одном месте можно почувствовать истинный почет — у мудрецов Торы. Там все совершается без влияния личных интересов. Каждый, кто переступает порог дома мудрецов, знает, что поиски славы и почестей не имеют к ним никакого отношения (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский