«Сегодня не найдете его в поле» (16:25). В этот шаббат мы будем читать в Торе о появлении мана. Наш учитель Бааль Турим (Орах Хаим 1) написал, что хорошо бы произносить отрывок о мане каждый день. И для этого его издают в молитвенниках (сидурах). В книге «Элияу Раба» говорится, что этот отрывок произносят, чтобы укрепить веру, что все пропитание приходит к человеку согласно провидению свыше. В «Сефер Каванот» сказано произносить его даже в шаббат. В «Мишна Брура» (1:13) приводится цитата из Иерусалимского Талмуда: каждому, кто произносит отрывок о мане, обещано, что его заработок не уменьшится. А в книге «Ташбец Катан» ученика рава Меира из Ротенберга автор добавляет к этому: «И я ручаюсь за сказанное!»
Ясно, что если нам указано читать текст о мане ежедневно, значит, его уроки живы и актуальны в каждом поколении и для каждого человека. Действительно, в книге «Маор Эйнаим» написано, что в этом состоит суть приказа, данного Моше, взять полную меру мана и поместить ее в банку перед ковчегом завета в святом святых на вечные поколения: «На хранение на поколения ваши, чтобы увидели хлеб, которым кормил Я вас в пустыне, выведя вас из страны Египта». Как евреи смогут увидеть это, если банка положена в такое место, куда запрещено входить? Ведь даже первосвященник входил туда лишь раз в год, в Йом Кипур. Однако, Раши объясняет: «Пророк Ирмияу упрекал их за то, что они не занимаются Торой, а они отвечали: “Нам что, отложить работу и заняться Торой? Чем же мы будем питаться?” И он достал перед ними банку с маном и сказал: “Вы видите слово Б-жье” (Ирмия 2:31). Он сказал не “слышите”, а именно “видите” — этим питались ваши предки. Много посланников есть у Вездесущего, чтобы приготовить пищу для трепещущих перед Ним».
Давайте постараемся понять, что же он им сказал. Ведь они и так знали, что поколение пустыни сорок лет питалось маном, падавшим с неба. Они также знали, что ман закончился вместе со смертью Моше. Когда они пришли в страну Израиля, им пришлось возделывать землю в поте лица, чтобы вырастить себе хлеб!
Но Ирмияу сказал им следующее: зачем Б-г приказал хранить полную меру этого мана? И почему он не был свален в кучу, а был помещен в банку? Это чтобы дать знак следующим поколениям, что ман продолжит приходить к каждому человеку и в каждом поколении, но теперь он находится в «банке»… Он спрятан и скрыт в облачении, сотканном из усилий и труда, к которым нас обязывает природа. Но если только мы откроем эту банку, тотчас увидим ман, спрятанный в ней. Стоит нам рассмотреть наш заработок — тут же увидим в нем руку Б-жью!
Автор книги «Бен Иш Хай» рассказывал следующую историю. Один человек обратился к раввину своего города и стал жаловаться, что его сыновья всю неделю трудятся, чтоб заработать на хлеб, — кто-то из них работает плотником, а кто-то портным — а когда наступает шаббат, не посвящают его Торе. Они, конечно, соблюдают шаббат и не работают, но вместо Торы идут поглазеть на витрины с новыми образцами товаров или читают профессиональную литературу.
Раввин попросил его привести сыновей в шаббат, после молитвы. Они пришли и сказали ему: «Шаббат шалом!»
«И вам шалом», — ответил он.
Они удивились: «Сегодня ведь шаббат, обычно отвечают: шаббат мира и благословения!»
На это рав сказал им: «Послушайте, в Торе написано: “И сказал Моше: ешьте его (ман) сегодня, ибо шаббат сегодня для Б-га, сегодня не найдете его в поле”. Эта фраза вызывает удивление — нам словно говорят, что в поле мы его не найдем, а в домах и в комнатах найдем. Но мы-то знаем, что в шаббат ман не появлялся вообще! К тому же, зачем повторно писать “сегодня”? Достаточно было сказать: “Сегодня шаббат для Б-га, не найдете его”. Но дело в том, что Тора хочет сообщить нам не только о мане, но и о самом шаббате. У шаббата есть четко очерченные рамки: семейный круг и синагога. Нужно молиться и учиться, сидеть за трапезами, петь песни и произносить слова Торы. “Сегодня — не найдете его в поле”, то есть сам шаббат вы не найдете за пределами его рамок так же, как коэну не место на кладбище. Кто ходит в шаббат смотреть на витрины ради своих профессиональных дел, тот выходит за рамки шаббата и превращает его в будни. Вот я и сказал: “И вам шалом”, как в будний день» (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его