«И увидел Б-г, что он свернул посмотреть» (3:4). Еще до того, как родился Моше Рабейну, астрологи фараона говорили, что вскоре появится избавитель евреев. Мирьям, его сестра, пророчествовала, что он освободит Израиль. И когда он родился, весь дом наполнился светом. Моше с рождения был готов стать избавителем, но время еще не пришло.
Когда же оно настало, ему было уже восемьдесят лет. Он в одиночку пас скот Итро в пустыне и подошел к горе Синай. Наверху был терновый куст, который горел и не сгорал.
«И сказал Моше: сверну же и посмотрю на это великое зрелище — почему не сгорает куст?» А в Мидраше мы читаем (Шмот Раба 2:6): «Раби Йоханан сказал: Пять шагов сделал Моше в тот момент. Раби Шимон бен Лакиш сказал: Он повернул лицо и посмотрел, как сказано: “И увидел Б-г, что он свернул посмотреть”».
Значит, если бы он оставался безразличным к этому зрелищу, если бы не повернул лицо, а продолжал следовать своим путем, ничего бы не произошло. Моше продолжил бы пасти скот, евреи погрузились бы в пятьдесят врат нечистоты, а куст продолжал бы гореть.
Один поворот головы, и все происходит!
Б-г открылся ему, послал его спасти народ и дать ему Тору.
Кто знает, сколько благ ожидает нас, сколько корон приготовлено для нас, если только сделаем пять шагов к «шатрам Торы»! Если только обернемся в их сторону, посмотрим на великий огонь!
Избавление Израиля началось с явления горящего куста. Это был самый низкий среди кустов, колючий и с шипами, но именно его выбрал Творец, чтобы явиться в пламени. В этом видении есть урок: даже если вы погружены в 49 врат нечистоты, вы еще можете подняться к раскрытию Шхины, как и произошло в тот раз.
Однако, с другой стороны, здесь имеется предупреждение: даже тот, кто удостоился раскрытия Шхины, должен знать, что все еще остается терновым кустом и с легкостью может впасть в грех.
Гаон раби Авраам Яфен говорил: верно, что даже «преступники Израиля полны заповедей, как гранат» (Брахот 57 а). Но в то же время человек должен знать, что он может быть полон заповедей и все равно оставаться в категории «преступников Израиля».
Поразительно: человек может быть «горящим терновым кустом» — гореть от изучения Торы, сосредоточения в молитве и исполнения заповедей, — и все равно колючий куст внутри него не будет сгорать, оставаясь в силе. Лишь немногие удостаиваются этого, и каждый должен стоять на страже: подбрасывать дров в огонь и восхищаться явлением Шхины, но при этом остерегаться шипов и злого начала (Майян а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его