«И пришло время Исраэля умирать» (47:29). Автор комментария «Ор а-Хаим» спрашивает: как можно сказать «И пришло время Исраэля умирать»? Ведь, как известно, «не знает человек своего срока» (Коэлет 9:12), а в Гмаре говорят (Псахим 54 б), что день смерти скрыт от всех людей. Как мог Яаков знать, что пришло время ему покинуть этот мир?
Он ответил согласно Каббале, что душа человека содержит известную сумму задач, искр святости, и в соответствии с ней ему даются дни жизни на земле. И в каждый день, когда человек исполняет заповеди и совершает добро, соответствующая искра в душе зажигается ярким светом. Если же день проходит без Торы и заповедей, искра остается тусклой, пока человек не совершит тшуву.
Поэтому сказано, что Авраам «пришел в дни» — он принес с собой всю сумму своих светящихся и сияющих дней. Так и Яаков, увидев, что все части его души светятся и сияют, понял, что настал для него час подниматься на небо — в мир награды, уготованной праведникам.
Наш праотец Яаков был совершенным человеком, образ которого запечатлен на престоле славы (см. Берешит Раба 68:12). Он представляет собой цель сотворения человека на земле. Таким должен быть человек, которого хотел создать Всевышний в мире. И вот Яаков, избранный среди отцов (Берешит Раба 76:1), готовится покинуть этот мир.
Есть ли у нас понятие о том, как великие люди готовятся к переходу из мира действий в мир награды? «Все свои дни я учился тому, как нужно умирать», — говорил рав из Пшисхи. Они сосредотачиваются на ехудим, возвышаются словно небесные ангелы и достигают невообразимых вершин: «Ибо не видел Меня человек, оставаясь в живых» — но в смерти видит! (Бемидбар Раба 14:21). Поэтому, когда Элиша увидел, как Элияу забирали на небо, он получил «вдвое больше от его духа» (Млахим 2, 2:10). Ведь и сам Элияу в тот момент поднялся на уровень вдвое больше прежнего (Мецудот Давид).
Можем ли мы представить себе, насколько дорога каждая секунда и каждая доля секунды?
В тот важный момент Яаков наставлял своих детей, благословляя их. Он говорил: «Я приобщаюсь к моему народу, похороните меня с моими предками в пещере на поле Эфрона-хетта — в пещере на поле Махпела, возле Мамре, в земле Кнаана».
Только посчитайте, сколько «лишних» слов есть в этой фразе!
Разве его сыновья не знали, что значит «похоронить с предками», чтобы добавлять «в пещере», указывая, что она «на поле Эфрона-хетта»? Ведь Яаков с сыновьями жили в Хевроне и там же похоронили Ицхака и Лею. Разве дети забыли, где захоронена их мать? Но Яаков не ограничился этим и добавил: «В пещере на поле Махпела, возле Мамре», а конце уточнил: «В земле Кнаан». Зачем так долго все расписывать, когда времени осталось мало?
Ралбаг объясняет, что Яаков хотел научить нас (и для этого вся его речь приводится в Торе), что когда мы просим нечто у ребенка, у ученика, у друга или товарища, не надо жалеть слов.
Не надо полагаться на то, что они и сами все знают, что найдут и справятся. Скажи точно, опиши и отметь. Лучше дать слишком много подробностей, чем слишком мало. Скольких досадных ситуаций можно было бы избежать, если бы все усвоили это и применяли этот принцип на практике! (Майян а-Шавуа)
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?